Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 27698-7 "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(в части установления отцовства ребенка в случае, если бывший супруг матери отцом ребенка не является),
внесенному Государственным Советом Удмуртской Республики
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20.12.2016 года (выписка из протокола N 19, пункт 60) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 27698-7 "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
1. Законопроектом предлагается внести изменения пункт 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) и пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 15.11.1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон "Об актах гражданского состояния") и дополнить их новыми абзацами. Предлагается установить правило согласно которому если мать ребенка заявляет, что бывший супруг отцом ребенка не является, отцовство в отношении ребенка устанавливается по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 48 СК РФ.
При этом в действующей редакции пункта 3 статьи 48 СК РФ установлено, что отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка.
Таким образом, законопроектом предлагается установить, что в случае если мать ребенка заявляет, что ее бывший супруг не является отцом ребенка, рожденного в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга, то отцовство будет устанавливаться на основании совместного заявления матери ребенка и биологического отца ребенка.
2. Анализируя положения законопроекта, можно отметить следующее.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта. Полагаем, что предложенные изменения позволят усовершенствовать правоприменительную практику. Принятие законопроекта отвечает интересам ребенка, матери и фактического отца ребенка.
Обращаем внимание на то, что в первоначальной редакции СК РФ от 29.12.1995 года содержалось почти аналогичное правило установления отцовства, если мать ребенка заявляла, что отцом ребенка является не ее супруг (бывший супруг). Последующие изменения были внесены в пункт 3 статьи 48 СК РФ Федеральным законом от 15.11.1997 года N 140-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации".
3. Вместе с тем, Комитет отмечает, что к законопроекту можно сделать ряд замечаний.
3.1. Полагаем, что необходимо согласиться с замечанием Правительства Российской Федерации (официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 09.03.2017 года N 1516п-П12) о том, что законопроект не решает вопрос, вызванный конкуренцией одновременных презумпций отцовства двух мужчин в ситуации, когда мать ребенка ко дню его рождения, но до истечения трехсот дней после прекращения или признания недействительным предыдущего брака, вступила в новый брак.
Полагаем, что для решения указанной проблемы необходимо внести соответствующие изменения в статью 48 СК РФ, предусмотрев правило, согласно которому если женщина родила ребенка в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга, но при этом уже вступила в новый брак, то отцом ребенка признается супруг матери.
Указанные изменения позволят упорядочить правоприменительную практику. Кроме того, такого рода уточнение позволит не допустить злоупотреблений в сфере наследственных и алиментных правоотношений.
3.2. Согласно положениям пункта 2 статьи 48 СК РФ отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Иными словами презумпция отцовства может быть оспорена (в соответствии со статьей 52 СК РФ "Оспаривание отцовства (материнства)") в судебном порядке по требованию лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 52 СК РФ (лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным).
Предложенная авторами законопроекта редакция не предполагает судебного порядка оспаривания отцовства, для признания другого мужчины отцом ребенка будет достаточно заявления матери о том, что бывший супруг отцом не является и совместного заявления матери и биологического отца.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным внести соответствующие изменения в пункт 2 статьи 48 СК РФ.
3.3. Дополнительного обсуждения требует вопрос о целесообразности или нецелесообразности учета мнения бывшего супруга матери ребенка.
В предложенной редакции мнение бывшего супруга (в случае расторжения брака или признания брака недействительным) в расчет не принимается. Одновременно обращаем внимание, что у него сохраняется право оспорить отцовство в судебном порядке.
3.4. Законопроектом пункт 2 статьи 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" дополняется нормой, в которой содержится отсылка к пункту 3 статьи 48 СК РФ в части порядка установления отцовства. Одновременно обращаем внимание на то, что в статье 48 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" установлены основания для государственной регистрации установления отцовства. В том числе такое основание как совместное заявление об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка.
В связи с этим целесообразно в проектируемом абзаце втором пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" сделать отсылку к статье 48 указанного Федерального закона, а не к пункту 3 статьи 48 СК РФ.
Указанные замечания не умоляют актуальности проекта федерального закона. Полагаем, что законопроект может быть доработан при его подготовке ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 27698-7 "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
Председатель Комитета | Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.