Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 223849-7 "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Боярским, А.Г. Альшевских
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Боярским, А.Г. Альшевских проект федерального закона N 223849-7 "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предполагается дополнить статью 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой частью 7, предусматривающей ряд обязанностей организаторов распространения информации в сети "Интернет", обеспечивающей функционирование информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, количество пользователей которых (на территории Российской Федерации) составляет более двух миллионов и которые предназначены для обмена электронными сообщениями между пользователями, в том числе для передачи таких сообщений неопределенному кругу лиц (далее - операторов социальных сетей). Так, законопроектом предусмотрены обязанности операторов социальных сетей создать представительство на территории Российской Федерации, ограничивать доступ или удалять противоправную информацию и копии такой информации, хранить такую информацию в течение 3 месяцев, обеспечить возможность подачи заявления на удаление такой информации для пользователей, направлять ежеквартальный отчет о рассмотрении указанных заявлений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации
Поддерживая в целом концепцию законопроекта, Комитет полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В законопроекте следует уточнить понятийные составляющие ограничиваемой к распространению информации операторами социальных сетей с учетом уже заложенных в Федеральном закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" норм о запрете распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" противоправной информации в целом.
Полагаем целесообразным соотнести определение оператора социальной сети, предлагаемое законопроектом с уже действующим определением организатора распространения информации, поскольку предлагаемая редакция вводит регулирование не только для социальных сетей, но и для иных организаторов распространения информации, (электронная почта и так далее).
В целях обеспечения гарантий и прав пользователей социальных сетей в части ограничения распространения оператором социальных сетей противоправной информации в социальных сетях по заявлению пользователей, полагаем необходимой постановку вопроса о правовой проработке и включении в законопроект норм о последовательности административных процедур подачи заявления пользователем, его идентификации, сроков рассмотрения таких заявлений операторами социальной сети и соответствующих обязанностей операторов социальной сети, в том числе о возможности судебного обжалования пользователями социальных сетей решения операторов социальных сетей по ограничению доступа к соответствующей информации, а также обжалования отказа в удовлетворении заявления пользователя социальных сетей операторами социальных сетей, поскольку принятие такого решения может носить усмотрительный характер.
По вопросу об обязанности оператора социальной сети ограничивать доступ по заявлению пользователя социальной сети к информации, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутации, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, полагаем целесообразным предусмотреть в законопроекте исключение в части воспроизведения сообщений и материалов, распространенных в установленном законом порядке зарегистрированными средствами массовой информации.
В части обязанностей операторов социальных сетей по созданию представительств на территории Российской Федерации остается неясным, должны ли это быть российские юридические лица. Данное положение требует уточнения в законопроекте в части обязанности создания представительства именно через российское юридическое лицо, и надлежащим образом зарегистрированное.
Полагаем, что нуждается в дополнительной аргументации предусмотренная законопроектом обязанность операторов социальных сетей по составлению ежеквартальных отчетов о рассмотрении заявлений о блокировке информации и его публичное размещение, что, как представляется, может создать дополнительную нагрузку на социальные сети с учетом ежедневного количества обращений в службы поддержки пользователей социальных сетей.
Обращаем внимание, что действующими нормами Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" уже установлены обязанности по ограничению доступа к противоправной информации, которые распространяются в том числе и на организаторов распространения информации. В связи с этим положения законопроекта нуждаются в проработке во избежание появления конкурирующих норм в указанном Федеральном законе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает субъектам права законодательной инициативы, внесшим проект федерального закона N 223849-7 "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", изменить текст законопроекта.
Председатель комитета | Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.