Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", внесенному Государственным Собранием - Эл Курултаем Республики Алтай
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 апреля 2016 года (протокол N 296, пункт 63) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1010716-6 "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации".
Законопроектом предлагается обязать субъекты Российской Федерации разрабатывать государственные программы субъектов Российской Федерации по сохранению, изучению и развитию государственных языков республик и иных народов Российской Федерации в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации государственной программой Российской Федерации.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Понятия "государственная программа Российской Федерации" и "федеральная целевая программа" соотносятся между собой как часть и целое. Таким образом, в разные государственные программы Российской Федерации могут входить федеральные целевые программы развития русского языка и языков народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Исходя из федеративного устройства, необходимости соблюдения баланса интересов Российской Федерации и ее субъектов, обеспечения согласованного функционирования участия федеральных и региональных органов государственной власти в реализации внутренней политики государства, Конституция Российской Федерации относит к прерогативам федерации установление именно общих начал, принципов, федеральной политики в важнейших сферах внутреннего развития государства и общества, тогда как их практическая реализация требует конкретизации с учетом интересов и особенностей субъектов Российской Федерации, различных групп населения, а также согласованных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится осуществление в пределах своих полномочий <...> разработки и реализации региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, осуществления иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия (подпункт 20.1 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункт 20.1 пункта 1 статьи 26.3" следует читать "подпункт 20.1 пункта 2 статьи 26.3"
Кроме того, нормы проекта федерального закона не соотносятся с нормами, установленными Федеральным законом от 28 июня 2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Согласно статье 37 указанного Федерального закона, государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации и порядок их разработки, реализации и оценки их эффективности утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации.
Таким образом, на федеральном уровне не закреплены обязанности субъектов Российской Федерации разрабатывать и принимать государственные программы субъектов Российской Федерации по каждой принятой государственной программе Российской Федерации. Основываясь на вышесказанном заключим, что существуют и действуют все правовые механизмы, позволяющие субъектам Российской Федерации принимать необходимые меры по сохранению государственного русского языка и языков народов Российской Федерации. Кроме того, не все субъекты Российской Федерации имеют иные государственные языки (кроме русского) либо имеют проблему сохранения языков народов Российской Федерации.
Федеральным законом от 28 июня 2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" уже урегулированы вопросы разработки, принятия, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.
На основании вышеизложенного Комитет считает избыточным введение предлагаемой императивной нормы, не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета | В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.