Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 269898-7 "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В целях усиления защиты трудовых прав работников законопроектом предлагается наделить федеральную трудовую инспекцию, являющуюся органом государственного федерального надзора за соблюдением трудового законодательства, правом на обращение в суд с иском (заявлением) по письменным обращениям работников в защиту их интересов и представления их интересов в суде.
Статьёй 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти наделены правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, но только в случаях предусмотренных законом.
Трудовым кодексом Российской Федерации, регламентирующем деятельность трудовой инспекции, не предусмотрена возможность обращения в суд трудовой инспекции в защиту интересов работников.
Наиболее распространенным и социально значимым нарушением трудовых прав работников является задержка выплаты заработной платы.
По данным Росстата на 1 сентября 2017 года задолженность по просроченной заработной плате составляет 3 354 мил. руб. На долги образовавшиеся в 2016 г. приходится 25,5%, в 2015 и ранее - 19,2%.
Самостоятельное обращение работника в суд с иском о взыскании заработной платы представляется затруднительным по ряду причин. Во-первых, в подтверждение своих требований работнику необходимо истребовать документы у работодателя (расчет заработной платы, ведомости начисления, копия приказа о приеме на работу и т.п.). С учётом того, что работодатель, является ответчиком по иску работника, он не заинтересован в полном и быстром предоставлении соответствующих документов. Во-вторых, работник вынужден нести дополнительные финансовые затраты по оформлению документов и оплате юридических услуг, в то время как он ограничен в денежных средствах, ввиду невыплаты заработной платы. Поэтому за восстановлением своих нарушенных прав чаще всего работники обращаются не в суд, а в трудовую инспекцию и прокуратуру.
В рамках действующего законодательства эти органы могут привлечь виновных лиц к ответственности в виде штрафа, и не располагают иными средствами стимулирования выплаты заработной платы работнику.
Вместе с тем, в случае вынесения судебного решения о взыскании денежных средств в пользу работника, судебные приставы в отношении должника-работодателя могут применить принудительные меры к исполнению судебного акта, в том числе ограничение на выезд из Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (ред. от 16.02.2017) "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" одним из предметов государственного надзора в сфере труда является контроль за соблюдением полноты и своевременности выплаты заработной платы.
С учётом изложенного представляется целесообразным расширить полномочия трудовой инспекции в сфере защиты трудовых прав работников, наделив этот орган правом обращения в суд от имени работника и представления его интересов в суде.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.