Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 201550-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (далее - Соглашение) было подписано представителями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Армения 7 апреля 2016 года в городе Ереване.
Необходимость ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации в части, касающейся обеспечения иммунитета экспортируемых охраняемых изделий и технологий, а также действия принципа взаимного отказа Сторон и участников совместной деятельности от обеих Сторон от предъявления друг другу требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности.
Соглашение заключается сроком на 10 лет с возможностью его автоматического продления на последующие 5-летние периоды (п. 2 статьи 16) и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур (п. 1 статьи 16).
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 16 июня 2017 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы, 16 статей и Приложения "Интеллектуальная собственность и деловая конфиденциальная информация" (далее - Приложение), которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2, целью Соглашения является содействие созданию надлежащей организационно-правовой основы для взаимовыгодного российско-армянского сотрудничества в конкретных областях совместной деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства, а также с применением космической техники и технологий в мирных целях.
Соглашение носит рамочный характер и было подписано в рамках стратегического партнерства между Россией и Арменией при осознании значения космической науки и техники для социально-экономического и научно-технического развития двух государств. Одновременно Стороны придавали должное значение согласованным мерам, направленным на содействие перспективным формам совместной научной, промышленной и экономической деятельности и делового партнерства в космической области.
При этом учитывалось, что расширение сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства и применении космической техники и технологий на благо народов обеих стран выдвигает новые практические требования к организационному и правовому регулированию взаимоотношений между его участниками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3, до присоединения Республики Армения к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, от 29 марта 1972 года Стороны согласны на основе дополнительных соглашений (договоренностей) устанавливать систему регулирования аспектов сотрудничества, которые могут затрагивать принципы, нормы и процедуры, предусмотренные упомянутыми международными договорами, а также определять механизм для осуществления конкретных целей такого регулирования.
В целях реализации Соглашения Стороны назначают компетентные органы, ответственные за осуществление и координацию сотрудничества: от Российской Федерации - Федеральное космическое агентство; от Республики Армения - Министерство транспорта и связи Республики Армения (статья 4). В свою очередь Стороны или их компетентные органы могут назначать иные государственные органы исполнительной власти или организации для целей осуществления специализированных видов деятельности (далее - назначенные органы и организации).
В статье 5 Соглашения перечисляются области взаимного сотрудничества, формы которого оговариваются в статье 6. Финансирование совместной деятельности Сторон описывается в статье 7, которая предусматривает финансирование в рамках государственной политики или обеспечивается Сторонами согласно законодательству их государств, касающемуся бюджетного регулирования, и в зависимости от наличия средств, выделенных на эти цели. Вопросы таможенного регулирования и экспортного контроля отражены соответственно в статьях 10 и 11.
Стороны обеспечивают адекватную и эффективную охрану прав интеллектуальной собственности (статья 8), содействуют взаимному обмену информацией (статья 9). Исходя из общих положений Приложения (п. 2 раздела I), участники совместной деятельности своевременно информируют друг друга обо всех результатах интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране, и незамедлительно взаимодействуют в целях осуществления регистрации и выполнения других формальных процедур для соответствующей охраны. Каждая из Сторон либо участник совместной деятельности также принимают все необходимые меры по защите деловой конфиденциальной информации (раздел IV Приложения).
Каждая Сторона обеспечивает соблюдение интересов другой Стороны и ее участников совместной деятельности, связанных с правовой и физической защитой их имущества, включая иммунитет от любых изъятий или исполнительного производства в отношении охраняемых изделий и технологий (статья 12).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 14, каждая Сторона оказывает содействие деятельности граждан государства другой Стороны, которые въезжают на территорию ее государства и пребывают на ней для целей осуществления совместной деятельности.
Принципы взаимного отказа от предъявлений требований об ответственности и о возмещении ущерба перечислены в статье 13. Условия урегулирования возможных споров между Сторонами, их компетентными или назначенными органами и организациями содержатся в статье 15 Соглашения.
Вступление в силу Соглашения отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать укреплению научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения в области исследования и использования космического пространства.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской Стороной данного Соглашения не потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Совместная деятельность в освоении космоса и практическом применении космической техники и технологий будет осуществляться, в том числе, и на коммерческих условиях, что послужит привлечению дополнительных внебюджетных средств в отечественную ракетно-космическую промышленность. Ратификация Соглашения не потребует также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке и Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживают ратификацию Соглашения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по концепции законопроекта не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Председатель Комитета | Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.