Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 апреля 2017 г. N 3.5-03/617
на проект федерального закона N 61700-7 "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 апреля 2017 года, комитет отмечает следующее.
Законопроект был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, Ю.П. Олейниковым и другими.
К законопроекту было внесено 12 поправок, четыре из которых принято. Соавтором принятых поправок выступил член Совета Федерации Н.А. Журавлев.
Федеральный закон направлен на совершенствование механизмов регулирования отношений в рамках национальной системы платежных карт (далее - НСПК), развитие национальных платежных инструментов и их продвижение на зарубежные рынки.
Изменениями, вносимыми в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", устанавливается обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов для всех субъектов предпринимательской деятельности, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн. рублей. Исключение касается случаев, когда в месте проведения оплаты не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам доступа к сети "Интернет".
В то же время продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства, если их выручка не превышает предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для микропредприятий, освобождены от этой обязанности.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О национальной платежной системе", предусматривают следующее.
Сокращение срока уведомления Банка России оператором платежной системы о введении новых тарифов или об увеличении размера тарифов со 120 до 30 календарных дней, что позволит операторам более оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации путем корректировки собственной тарифной политики.
Уточняются критерии признания платежной системы системно и социально значимой. При этом объем переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежной системы, предполагается рассчитывать исходя из установленного Банком России значения доли от суммы осуществленных переводов, а не из установленного им абсолютного значения. Данные новации позволят обеспечить взаимосвязь системно и социально значимых платежных систем с рынком платежных услуг в целом, а также это не будет требовать постоянного пересмотра данных параметров Банком России при изменении внешних условий.
Перечень национальных платежных инструментов дополняется электронными средствами платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания) оператора НСПК. При этом если на национальном платежном инструменте размещен товарный знак (знак обслуживания) оператора иностранной платежной системы (кобейджинговые карты), операции с использованием такого инструмента осуществляются в соответствии с правилами НСПК. Данная норма направлена на поддержание доверия потребителей к данным инструментам и обеспечение их приема организациями торговли, а также их продвижение на иностранные рынки.
Значительная часть изменений касается участников НСПК.
К участникам НСПК Федеральным законом отнесены (в качестве индивидуальных участников): Внешэкономбанк, иностранный банк (иностранная кредитная организация), иностранный центральный (национальный) банк, международная финансовая организация. Данные изменения направлены на расширение сети приема карт "Мир" и обеспечение возможности их эмиссии за рубежом.
При этом изменения также касаются порядка оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках НСПК в зависимости от категории участника НСПК. Так, уточняется, что расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов оказываются Банком России:
- при осуществлении переводов между такими участниками НСПК как кредитная организация, платежная система, Внешэкономбанк;
- если указанные участники НСПК являются одной стороной перевода, а другой стороной являются такие участники НСПК как иностранный банк, иностранный центральный банк, международная финансовая организация.
В этих случаях оказание расчетных услуг Банком России может осуществляться с участием центрального платежного клирингового контрагента без открытия в Банке России счетов участников НСПК - иностранного банка, иностранного центрального банка, международной финансовой организации.
Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться кредитная организация, Внешэкономбанк, иностранный банк, иностранный центральный банк, международная финансовая организация.
Федеральным законом устанавливается срок (не позднее 1 июля 2017 года), к которому кредитные организации обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех собственных технических устройствах (включая банкоматы) и в технических устройствах организаций, с которыми заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.
Уточняется перечень выплат за счет бюджетных средств, в отношении которых возникают обязанности кредитных организаций по обеспечению приема национальных платежных инструментов. Данный перечень в новой редакции включает:
1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;
2) оплата труда работников государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;
3) государственные стипендии;
4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществляемые Пенсионным фондом Российской Федерации;
5) ежемесячное пожизненное содержание судей;
6) иные выплаты по перечню, установленному Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Также уточняется перечень обязанностей кредитных организаций при осуществлении выплат за счет бюджетных средств. Так, кредитные организаций обязаны:
- предоставлять клиентам - физическим лицам только национальные платежные инструменты, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт;
- зачислять выплаты на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.
Также кредитные организации обязаны осуществлять операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются выплаты за счет бюджетных средств, только с использованием национальных платежных инструментов. При этом не ограничивается право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.
Данные положения считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания) оператора иностранной платежной системы.
При этом Федеральным законом устанавливаются следующие сроки наступления соответствующих обязанностей кредитных организаций в отношении:
1) клиентов при открытии банковского счета в целях получения выплат за счет бюджетных средств, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года;
2) клиентов, получающих выплаты за счет бюджетных средств в виде пенсий и иных социальных выплат, ежемесячного пожизненного содержания судей на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, - по истечении срока действия таких карт, но не позднее 1 июля 2020 года;
3) клиентов, получающих выплаты за счет бюджетных средств в виде денежного содержания, довольствия государственных служащих, оплаты труда работниковгосударственных и муниципальных органов, учреждений и государственных стипендий - с 1 июля 2018 года.
Размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента, не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.
Федеральным законом устанавливается, что доля участия Банка России в уставном капитале оператора НСПК не может быть ниже уровня 50% плюс одна голосующая акция. Действующая редакция Федерального закона "О национальной платежной системе" предусматривает возможность сокращения доли участия Банка России ниже указанного уровня. Кроме того, ограничивается размер приобретения одним лицом или группой лиц (кроме Банка России) доли акций оператора НСПК (с 10% до 5% акций).
Проект нормативного акта Банка России, планируемого к принятию Банком России в целях реализации данного Федерального закона, подготовлен.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые вступают в силу с 1 октября 2017 года.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе".
Председатель комитета | C.H. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.