Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 607927-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе"
(в части общих требований к рекламе)
внесен Я.В. Зелинским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 607927-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе", внесенный Я.В. Зелинским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в положение Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), предусматривающее запрет на наличие в рекламе информации порнографического характера (пункт 5 части 4 статьи 5). Согласно указанному положению Федерального закона N 38-ФЗ в редакции законопроекта реклама не должна будет содержать информацию порнографического характера, "эротического характера и транслироваться без кодировки сигнала с 4 часов до 23 часов по местному времени".
По мнению Комитета, указанное положение Федерального закона N 38-ФЗ в редакции законопроекта допускает его неоднозначное, расширительное, субъективно-оценочное толкование и имеет высокую вероятность возникновения правовой неопределенности в его применении.
Так, предлагаемое законопроектом ограничение трансляции рекламы "без кодировки сигнала с 4 часов до 23 часов по местному времени" в проектируемом положении Федерального закона N 38-ФЗ можно отнести как к содержащейся в рекламе информации эротического характера, так и к информации порнографического характера, что позволит распространять рекламу, содержащую информацию порнографического характера, в иное время (с 23 часов до 4 часов). С учетом того, что распространение рекламы, содержащей информацию порнографического характера в настоящее время не допускается вне зависимости от времени суток указанное изменение представляется нецелесообразным и противоречащим целям законопроекта, указанным в пояснительной записке к нему. При этом ни в законопроекте, ни в законодательстве Российской Федерации не содержится определений, вводимых законопроектом терминов "информация эротического характера" и "кодировка сигнала".
Законопроект, в соответствии с пояснительной запиской к нему, направлен на "запрет рекламы, которая пропагандирует насилие, унижение, искаженное взаимоотношение между людьми". Вместе с тем, с учетом положений Федерального закона N 38-ФЗ, запрещающих в рекламе призывы к насилию и жестокости, а также направленных на защиту детей в сфере рекламы (пункт 2 части 4, часть 10.2 статьи 5, статья 6), статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", содержащей перечень информации, запрещенной для распространения среди детей, положений Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в части запрета на использование средств массовой информации в целях распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также ограничений в отношении распространения эротических изданий и программ (статьи 4, 37) Комитет констатирует, что законодательство Российской Федерации содержит нормы, направленные на защиту граждан (в том числе несовершеннолетних) от распространения информации (в том числе рекламы), пропагандирующих насилие, унижение, жестокость.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета | С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.