Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 24 июля 2017 г. N 3.1-05/3052
на проект федерального закона N 945340-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", проект которого (N 945340-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон направлен на совершенствование процедуры регистрации средств массовой информации.
Федеральный закон дополняет понятийный аппарат Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (далее - Закон) новым понятием "регистрирующий орган".
В соответствии с Федеральным законом "под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган."
Федеральный закон расширяет перечень лиц, которые не могут выступать учредителями средства массовой информации и быть главными редакторами, к таким лицам будет относиться гражданин, имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности (изменения вносятся в статьи 7 и 19 Закона).
Федеральный закон уточняет процедуры, связанные с регистрацией средства массовой информации (изменения вносятся в статью 8 Закона). Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:
1) на всей территории Российской Федерации и за ее пределами, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации;
2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;
3) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом определено, что заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в регистрирующий орган, как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом в заявлении о регистрации средства массовой информации должна быть указана информация об уплате государственной пошлины (изменение вносится в статью 10 Закона).
Федеральный закон излагает в новой редакции статьи 11 и 13 Закона, регламентирующие порядок внесения изменений в запись о регистрации средства массовой информации, а также определяющие основания отказа в регистрации средства массовой информации.
В целях устранения необоснованного преимущества учредителей зарубежных изданий Федеральный закон предусматривает уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации (изменение вносится в статью 14 Закона).
Наименование статьи 15 Закона излагается в новой редакции: "Признание регистрации средства массовой информации недействительной". Регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случаях, указанных Федеральным законом.
Федеральный закон уточняет порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации (изменения вносятся в статью 16 Закона).
Кроме того, Федеральный закон определяет требования к выходным данным, которые должно размещать сетевое издание (изменение вносится в статью 27 Закона). Каждое сетевое издание должно содержать следующие сведения:
1) наименование (название) издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;
5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В соответствии с Федеральным законом порядок получения разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, кроме того Федеральный закон определяет основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежных изданий, а также для аннулирования ранее выданного разрешения (изменения вносятся в статью 54 Закона).
Следует отметить, что Федеральным законом предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов.
Рассматриваемый Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2018 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы финансового регулирования, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Председатель Комитета | А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.