Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 51808-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, А.Л. Бурковым, М.В. Емельяновым, Ф.С. Тумусовым, О.А. Ниловым, О.А. Николаевым, И.А. Ананских, В.В. Белоусовым, А.А. Ремезковым, А.В. Чепой, Г.З. Омаровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона N 51808-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, А.Л. Бурковым, М.В. Емельяновым, Ф.С. Тумусовым, О.А. Ниловым, О.А. Николаевым, И.А. Ананских, В.В. Белоусовым, А.А. Ремезковым, А.В. Чепой, Г.З. Омаровым, и отмечает.
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) и направлен на ограничение размера прибыли кредитных организаций при кредитовании индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в реальном секторе экономики, а также при кредитовании физических лиц, срок кредитного договора с которыми не превышает 5 лет.
К законопроекту имеется ряд замечаний концептуального характера:
1. Термин "прибыль кредитной организации" определяется в законопроекте как разница между суммой итоговой процентной ставки, установленной кредитной организацией по кредитному договору и суммой всех закладываемых в процентную ставку со стороны кредитной организации расходов. В этой связи Комитет отмечает, что такой подход противоречит положениям Главы 25 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ, так как прибыль кредитной организации в действующем налоговом законодательстве определяется применительно к налоговому (отчетному) периоду, а не применительно к отдельной сделке (кредитному договору).
Также обращаем внимание, что специфика банковской деятельности, обусловленная комплексным характером банковских операций и сделок, не предполагает выделение расходов на совершение отдельной операции и полученных от этой операции доходов, а также обособленную оценку их достаточности.
2. Кроме того, считаем, что предлагаемое закрепление в Федеральном законе N 395-1 термина "итоговая процентная ставка" необоснованно и может привести к правовым коллизиям. Из текста законопроекта, а также действующего законодательства в полной мере не ясно, чем "итоговая процентная ставка" по кредитному договору отличается от "процентной ставки" по такому же договору.*
При отсутствии определенности относительно содержания данных терминов, использование термина "сумма итоговой процентной ставки" (по аналогии с налоговым законодательством - "сумма налога") также представляется некорректным.
3. По мнению Комитета, из положений законопроекта невозможно определить круг лиц, который согласно проектируемым нормам будет наделен правом на получение кредита по ограниченной процентной ставке. Отмечаем, что понятие "реальный сектор экономики" в действующем законодательстве не определено, а попытка его введения в правовой оборот, по нашему мнению, является избыточной.
Вопрос о принадлежности юридического лица или индивидуального предпринимателя к сфере промышленного производства уже урегулирован в статье 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Критерием для идентификации индивидуального предпринимателя или юридического лица в качестве субъекта промышленного производства является осуществление им экономической деятельности, внесенной в качестве таковой в "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
4. В отношении кредитов, предоставляемых физическим лицам, обращаем внимание, что часть 11 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" уже содержит нормы, ограничивающие размер взимаемых с заемщика процентов. В части 11 статьи 6 данного закона установлено, что на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа), Банк России имеет право ввести мораторий на применение указанного правила.
5. Считаем, что авторами законопроекта не представлено убедительных экономических оснований того, что реализация проектируемых норм приведет к росту кредитования субъектов промышленного производства. По мнению Комитета, предлагаемое законопроектом ограничение процентной ставки может стать фактором риска, способствующим заметному сокращению предложения на российском рынке кредитных услуг.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета | А.Г. Аксаков |
_____________________________
* Обращаем внимание, что в потребительском кредитовании используется термин "полная стоимость потребительского кредита (займа)" и термин "процентная ставка базового периода" (статья 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.