Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 27293-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(о предоставлении работникам, имеющим обязательства по договору об ипотеке жилого дома или квартиры, дополнительных гарантий при увольнении по инициативе работодателя либо в связи с сокращением численности или штата),
внесенный депутатами Государственной Думы В.Л. Пашиным, Д.Е. Шилковым
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 27293-7 предлагается внести в статью 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменение, согласно которому не допускается увольнение работника, имеющего обязательства по договору об ипотеке жилого дома или квартиры за первично приобретенное им в собственность жилое помещение, в случаях сокращения численности или штата работников организации (индивидуального предпринимателя) либо несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Законопроектом также предлагается при равной производительности труда и квалификации предоставить данной категории лиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, внеся соответствующее дополнение в статью 179 ТК РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что "_как правило, данную категорию лиц составляют семейные молодые люди, с высшим образованием, имеющие малолетних детей. Учитывая сложную экономическую обстановку в нашей стране и массовые сокращения на предприятиях и организациях, целесообразно законодательно защитить данную категорию жителей и ограничить основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя".
Вместе с тем, установление подобного рода гарантии не может являться предметом регулирования ТК РФ, поскольку разрешение возникающих у заемщика трудностей по погашению задолженности относится к гражданско-правовой сфере, регулирующей взаимоотношения заемщика и кредитора, а не к сфере трудовых отношений. Кроме того, вменение работодателю обязанности предпринимать меры по обеспечению погашения его работником - заемщиком своих обязательств по кредитному договору противоречит основам гражданского оборота, не допускающим возложения на третьих лиц ответственности за соблюдение сторонами договора установленных этим договором требований.
Заемщик, заключая сделку по принятию на себя финансовых обязательств на длительный срок, должен учитывать потенциальные риски (включая риски потери работы, трудоспособности и т.п.), оценивать реальные возможности сохранения своей платежеспособности. Действующее законодательство предусматривает такие меры по предотвращению нежелательных для заемщика последствий невыполнения им обязательств по договору кредитования как заключение договоров страхования жизни, работоспособности, потери работы в связи с различными обстоятельствами. Также в законодательстве предусмотрена возможность реструктуризации долга по согласованию сторон.
В соответствии с положениями статьи 1 ТК РФ одной из целей трудового законодательства является защита прав и интересов, как работников, так и работодателей: нормы трудового законодательства должны быть сформулированы с учетом интересов всех участников трудовых отношений.
Введение запрета на увольнение обремененного ипотечным кредитом работника в случае несоответствия его занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, с одной стороны, игнорирует интересы работодателя, который будет вынужден продолжать трудовые отношения с работником, не соответствующим профессиональным требованиям и не способным выполнять свои трудовые обязанности надлежащим образом. С другой стороны, введение такого запрета противоречит основополагающему принципу правового регулирования трудовых отношений, предусматривающему обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности.
В соответствии со статьей 3 ТК РФ федеральным законом могут устанавливаться различия, исключения, предпочтения, если они обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Предлагаемое законопроектом изменение статьи 179 ТК РФ предоставляет работнику, имеющему обязательства по договору об ипотеке, те же гарантии преимущественного оставления на работе при сокращении численности или штата работников, что и таким социально уязвимым категориям граждан, как, например, инвалиды боевых действий по защите Отечества, работники, имеющие на попечении двух и более иждивенцев либо получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание. При этом один лишь факт заключения работником договора об ипотеке без учета иных обстоятельств (к примеру, наличие у заемщика иных источников дохода) не может являться достаточным основанием для признания его лицом, нуждающимся в повышенной социальной и правовой защите государства, и, соответственно, основанием для предоставления ему указанного преимущественного права.
Кроме того, действующая редакция части третьей статьи 179 ТК РФ позволяет расширить перечень категорий работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации в случае сокращения численности или штата работников, при заключении коллективного договора.
Также необходимо отметить, что положения законопроекта не согласованы между собой в части одновременного установления запрета на увольнение работника и предоставления ему же преимущественного права оставления на работе при сокращении численности или штата работников.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении по законопроекту высказывает ряд замечаний концептуального характера.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает законопроект в представленной редакции, отмечая в своем заключении комитета-соисполнителя, что "заемщик может недобросовестно исполнять обязательства по договору, даже сохраняя оплачиваемую работу. Остается неясным, должен ли этот факт, а также, например, факт наличия иных источников дохода иметь значение при принятии решения об оставлении за таким работником преимущественного права оставления на работе".
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает законопроект и считает, что "установление дополнительных гарантий данной категории работников является излишним _ установление недопущения увольнения работников, имеющих ипотечные обязательства, в качестве дополнительной гарантии является дискриминацией по отношению к другим работникам и потому недопустимо".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает представленный законопроект, полагая, в частности, что он "нарушает право работодателя на проведение штатных мероприятий, кадровых решений в целях осуществления эффективной экономической деятельности".
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 27293-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.