Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
на проект федерального закона N 709317-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.Н. Решульским, В.Ф. Рашкиным, Н.В. Коломейцевым, А.В. Корниенко, К.К. Тайсаевым, А.Ж. Бифовым, Н.В. Арефьевым, Н.Н. Ивановым, О.Н. Смолиным, а также С.П. Обуховым, В.П. Пешковым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Потаповым, В.М. Мархаевым, И.И. Никитчуком, А.Н. Абалаковым, Н.И. Васильевым, В.Н. Паутовым, В.Р. Родиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона N 709317-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.Н. Решульским, В.Ф. Рашкиным, Н.В. Коломейцевым, А.В. Корниенко, К.К. Тайсаевым, А.Ж. Бифовым, Н.В. Арефьевым, Н.Н. Ивановым, О.Н. Смолиным, а также С.П. Обуховым, В.П. Пешковым, А.А. Андреевым, О.Н. Алимовой, А.В. Потаповым, В.М. Мархаевым, И.И. Никитчуком, А.Н. Абалаковым, Н.И. Васильевым, В.Н. Паутовым, В.Р. Родиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает.
Законопроект вносит изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон от N 353-ФЗ), Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1), Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и направлен на защиту прав заемщиков-граждан в связи с предоставлением им потребительского кредита (займа).
К законопроекту имеется ряд замечаний концептуального характера:
1. Комитет обращает внимание, что согласно пункту 2.1 статьи 3 ГК РФ внесение изменений, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений ГК РФ осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в ГК РФ, приостановление действия или признание утратившими силу положений ГК РФ, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
2. Также отмечаем, что внесение изменения в пункт 2 статьи 811 ГК РФ, отменяющего право кредитных и микрофинансовых организаций на досрочный возврат всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа является дискриминационным положением и противоречит закрепленному в статье 1 ГК РФ принципу равенства участников гражданского оборота.
3. В этой связи Комитет полагает, что правовые и экономические последствия принятия таких норм, в частности, связанные с защитой прав и законных интересов граждан-заемщиков нуждаются в дополнительной проработке. Отмена права кредитных и микрофинансовых организаций требовать досрочного возврата суммы кредита и уплаты причитающихся процентов в случае, установленном пунктом 2 статьи 811 ГК РФ, лишает кредитора возможности защитить свой законный интерес в своевременном получении ожидаемой прибыли, увеличивает риски кредитных и микрофинансовых организаций, связанные с кредитованием. Указанное обстоятельство может привести к установлению кредитором дополнительных требований к финансовому положению заемщиков, повышению процентных ставок и, соответственно, снижению доступности финансовых услуг.
4. По мнению Комитета, установление на законодательном уровне абсолютных показателей (в процентах годовых), ограничивающих сумму процентов по договору потребительского кредита (займа), является мерой, не соответствующей условиям рыночного формирования цен на кредитные ресурсы в Российской Федерации. Применение на практике данных положений законопроекта содержит в себе риски сокращения предложения на рынке потребительского кредитования, а также риски ухода "в тень" значительной части участников данного рынка.
5. Считаем, что нуждаются в уточнении экономические основания и порядок расчета сумм процентов и платежей по различным категориям договора займа (кредита), установленных в части 1 проектируемой статьи 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ (пункт 2 статьи 2 законопроекта).
6. Обращаем внимание, что предлагаемое законопроектом исключение частей 8-11 статьи 6 Федерального закона N 353-ФЗ, согласно которым на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать установленное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита, требует внесения изменения в статью 17 Федерального закона N 353-ФЗ, предусматривающую начало опубликования Банком России среднерыночных значений полной стоимости потребительского кредита (займа) не позднее 14 ноября 2014 года. В законопроекте такие изменения не предусмотрены.
7. Предлагаемое проектом изменение в главу 6 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает аннулирование из кредитной истории информации о нарушении заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору займа (кредита) с 1 апреля 2015 года (статья 4 проекта).
В связи с этим отмечаем, что содержание кредитной истории определено в статье 4 Федерального закона N 218-ФЗ, в которой не предусмотрено такой информации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета | А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.