Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 709317-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.Н. Решульским, В.Ф. Рашкиным, С.П. Обуховым, Н.В. Коломейцевым и другими депутатами Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изменения в пункт 2 статьи 811 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ограничивают право кредитных и микрофинансовых организаций требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа. Отмечаем, что под заемщиками понимаются граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица. В то же время из текста законопроекта (см. также пояснительную записку) усматривается, что предлагаемые проектом изменения предполагают защиту прав заемщиков-граждан. В связи с этим обращаем внимание на норму пункта 3 статьи 807 ГК РФ, согласно которой особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами. Таким законом является, в частности, Федеральный закон от 21.12.2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон N 353-ФЗ). При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 проекта из части 1 статьи 14 Федерального закона N 353-ФЗ исключается положение о возникновении у кредитора права потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы потребительского кредита (займа) вместе с процентами в случае нарушения заемщиком возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по названному договору. Отмечаем также, что на основании статьи 3 Федерального закона N 353-ФЗ в качестве кредитора рассматривается кредитная организация, некредитная финансовая организация, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя, в то время как в соответствии с предлагаемыми проектом изменениями пункта 2 статьи 811 ГК РФ займодавец вправе потребовать вместе с причитающимися процентами досрочный возврат всей оставшейся суммы займа, кроме кредитной и микрофинансовой организации. В связи с изложенным полагаем, что необходимость внесения изменений в пункт 2 статьи 811 ГК РФ не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 проекта исключаются части 8-11 статьи 6 Федерального закона N 353-ФЗ, согласно которым Банк России в установленном порядке рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа). При этом на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость кредита не может превышать указанное значение. Вместе с тем в статье 17 Федерального закона N 353-ФЗ сохраняется положение, предусматривающее начало опубликования Банком России среднерыночных значений полной стоимости потребительского кредита (займа) не позднее 14 ноября 2014 года. Кроме того, на основании статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" установлено положение, определяющее использование данных о полной стоимости потребительского кредита (займа) в целях расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) за третий квартал 2014 года.
В связи с проектируемым исключением частей 8-11 статьи 6 Федерального закона N 353-ФЗ также обращаем внимание, что в настоящее время на основании части 11 статьи 6 Федерального N 353-ФЗ в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 18 декабря 2014 года N 3495-У с учетом существенных изменений рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа), установлено, что в период с 1 января по 30 июня 2015 года не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении в течение этого периода договоров потребительского кредита (займа).
На основании статьи 3 Федерального закона N 353-ФЗ для целей названного закона потребительский кредит (заем) определен в качестве денежных средств, предоставленных на основании кредитного договора, договора займа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом далее в тексте Федерального закона N 353-ФЗ такой договор определен как договор потребительского кредита (займа). В связи с этим, а также в целях унификации используемых в Федеральном законе N 353-ФЗ понятий в тексте проекта слова "по договору займа (кредита)" следует заменить словами "по договору потребительского кредита (займа)".
В проектируемой части 1 статьи 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ (пункт 2 статьи 2 проекта) установлено, что сумма процентов и платежей по "договору займа (кредита)" не может превышать определенный в проекте размер процентов от основной суммы долга в среднегодовом исчислении. В этом случае неясен порядок такого исчисления. Кроме того, в проектируемых пунктах 3, 4 части 1 статьи 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ следует дать определения понятиям "торгово-сервисное предприятие", "POS-кредиты".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) определено содержание кредитной истории. Учитывая проектируемые изменения главы 6 Федерального закона N 218-ФЗ (статья 4 проекта), обращаем внимание, что вышеназванная статья закона не предусматривает включение в кредитную историю информации о нарушении заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору займа (кредита).
Статью 5 проекта следует согласовать с нормами статьи 4 ГК РФ, определяющими действие законодательства во времени.
Начальник управления | М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.