Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 709317-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.Н. Решульским, В.Ф. Рашкиным, Н.В. Коломейцевым и другими депутатами Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона вносит изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), направленные на защиту прав заемщиков-граждан в связи с предоставлением им потребительского кредита (займа) в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа.
В связи с этим обращаем внимание на нормы пункта 2.1 статьи 3 Кодекса, согласно которым внесение изменений в Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Кроме того, внесение изменения в пункт 2 статьи 811 Кодекса, ограничивающего право кредитных и микрофинансовых организаций на досрочный возврат всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, не требуется, поскольку в соответствии с нормой пункта 3 статьи 807 Кодекса особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами. Таким законом является в частности Федеральный закон от 21.12.2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон N 353-ФЗ), в который могут быть внесены соответствующие изменения. В этом случае следует учитывать нормы статьи 3 Федерального закона N 353-ФЗ, согласно которым в качестве кредитора выступает кредитная организация, некредитная финансовая организация, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 проекта исключаются части 8-11 статьи 6 Федерального закона N 353-ФЗ, согласно которым Банк России в установленном порядке рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа). При этом на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость кредита не может превышать указанное значение.
Вместе с тем отмечаем, что в статье 17 Федерального закона N 353-ФЗ сохраняется положение, предусматривающее начало опубликования Банком России среднерыночных значений полной стоимости потребительского кредита (займа) не позднее 14 ноября 2014 года.
В части 1 проектируемой статьи 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ (пункт 2 статьи 2 проекта) установлено, что сумма процентов и платежей по "договору займа (кредита)" не может превышать определенный в проекте размер процентов от основной суммы долга в "среднегодовом исчислении". Однако порядок такого исчисления неясен.
В проектируемом пункте 3 части 1 статьи 6.1 Федерального закона N 353-ФЗ требует пояснения понятие "торгово-сервисное предприятие".
На основании статьи 3 Федерального закона N 353-ФЗ для целей названного закона потребительский кредит (заем) определен в качестве денежных средств, предоставленных на основании кредитного договора, договора займа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом далее в тексте Федерального закона N 353-ФЗ такой договор определен как договор потребительского кредита (займа). В связи с этим, а также в целях унификации используемых в Федеральном законе N 353-ФЗ понятий в тексте проекта слова "по договору займа (кредита)" следует заменить словами "по договору потребительского кредита (займа)".
В проектируемом абзаце втором статьи 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (статья 3 проекта) следует уточнить редакцию, имея в виду, что речь должна идти о "заемщике-гражданине". Замечание аналогичного характера может быть отнесено к статье 4 проекта.
Предлагаемое проектом изменение в главу 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) предусматривает аннулирование из кредитной истории информации о нарушении заемщиком сроков возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по договору займа (кредита) с 1 апреля 2015 года (статья 4 проекта).
В связи с этим отмечаем, что содержание кредитной истории определено в статье 4 Федерального закона N 218-ФЗ, в которой не предусмотрено такой информации.
Следует учесть также, что указанный в проектируемой статье 19.1 Федерального закона N 218-ФЗ срок (1 апреля 2015 года) уже наступил.
Заместитель | О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.