Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 289298-7 "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части усиления прав наследников".
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части усиления прав наследников" предусматривает введения ряда новелл, основанных на наличии ряда несправедливых положений действующего законодательства в сфере наследственного права, правовых пробелов либо сложившейся правоприменительной практики, нарушающих права и законные интересы наследников.
Во-первых, законопроектом вводится норма, предусматривающая признание имущества выморочным исключительно в судебном порядке. Кроме того, признание имущества выморочным судом возможно лишь в случае реализации им достаточных мер по установлению и поиску возможных наследников и привлечению их к участию в судебном процессе.
Таким образом, новелла направлена на обеспечение условий, способствующих установлению и поиску наследников до признания имущества выморочным. Указанные нормы обусловлены правоприменительной практикой субъектов Российской Федерации, устанавливающих предполагаемый объем ежегодно получаемого имущества, признанного выморочным. В частности, в Москве такой показатель составляет около 50 тысяч квадратных метров жилой недвижимости ежегодно. В целях достижения указанных показателей, уполномоченными органами исполнительной власти не предпринимаются необходимые и достаточные меры по установлению и поиску наследников, имеющих право на соответствующее имущество, что, безусловно, является нарушением их прав и законных интересов. Указанные меры призваны защитить права указанных лиц путем установления дополнительных гарантии, обеспечиваемых судом.
Вторая новелла направлена на устранение правового пробела, ущемляющего права и законные интересы наследников, а также напрямую нарушающего нормы законодательства Российской Федерации о наследовании. В настоящий момент по-прежнему не принят Федеральный закон, определяющий порядок наследования и учета имущества, признанного выморочным, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований.
Вместе с тем, в частности, судам при принятии решений в случае возникновения спора о праве, необходимо принимать решение, основанное на законе, который по-прежнему не принят. Суды вынуждены руководствоваться имеющимися нормативно-правовыми актами и собственными убеждениями, что, безусловно, напрямую противоречит пункту 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, носящего силу кодифицированного нормативно-правового акта, предусматривающего установление указанного порядка исключительно законом. Сложившаяся же судебная практика является разнообразной и основанной на самых разных нормативно-правовых актах. В частности, согласно позиции ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 05.12.2006 N Ф03-А59/06-1/4330), для государственной регистрации права собственности налоговые органы обязаны представить в управление федеральным имуществом необходимый пакет документов. При этом, с точки зрения суда, в случае отсутствия регулирующих процесс федеральных законов следует руководствоваться нормативными актами, действующими на день принятия решения. Таким актов, по мнению суда, является Инструкцией Минфина СССР от 19.12.84 N 185.
Совершенно очевидно, что возникший правовой пробел грубо нарушает как нормы действующего законодательства, так и права и законные интересы наследников. Законопроектом устанавливается запрет на реализацию права наследования и процедуры учета имущества, признанного выморочным, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, субъектов России или муниципальных образований, до принятия соответствующего порядка реализации в виде закона.
Третья новелла, предусмотренная законопроектом, основана на многочисленных обращениях граждан Российской Федерации, свидетельствующих о нарушении их прав как наследников установленными действующим законодательством сроками принятия наследства. Представляется разумным и обоснованным увеличение установленного срока в шесть месяцев в два раза, определив срок принятия наследства двенадцатью месяцами. Указанная новелла не повлечет нарушения прав и законных интересов третьих лиц, лишь расширив возможности и предоставив дополнительные гарантии для потенциальных наследников.
Четвертая новелла, предусмотренная законопроектом, является ключевой в правоприменительной практике по делам о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, сложившейся в настоящее время. Суд, при принятии решения о восстановлении срока, установленного для принятия наследства, руководствуясь статьей 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Многочисленные судебные решения отказывают наследникам в восстановлении указанного срока, мотивируя решение тем, что родственники обязаны принимать меры к общению с наследодателем, должны разыскивать его, узнавать о его судьбе и заботиться о нем. Совершенно очевидно, что указанная норма статьи 1155 Гражданского кодекса, являясь исчерпывающей, не предусматривает наложение на наследника морально-этических обязанностей поддержки связи с наследодателем. Законодательство, определяя право наследника о возможности принятия наследства по закону, устанавливает лишь объективные обстоятельства, препятствующие реализации данного права. В случае же наличия субъективных факторов (в частности, плохих отношений между наследодателем и наследуемым), наследники могут быть признаны недостойными либо исключены из завещания наследодателя. Представляется, что отсутствие указанных решений напрямую свидетельствует о невозможности ограничения прав граждан при принятии наследства.
На основании изложенного, законопроектом подчеркивается недопустимость применения иных, кроме предусмотренных законодательством оснований для отказа в восстановлении пропущенного срока и признании наследника принявшим наследство. Таким образом, исключается возможность произвольной трактовки судами нормы, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, позволяющая в настоящий момент руководствоваться иными, не предусмотренными законодательством, мотивами.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части усиления прав наследников".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части усиления прав наследников" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части усиления прав наследников".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части усиления прав наследников" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.