Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 1157785-6 "О внесении изменений в статьи 67 и 67.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
(в части изменения критериев для применения к должникам по исполнительным производствам временных ограничений)
внесен депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым
Проектом федерального закона предлагается изменить применяемый в Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) подход к вопросу установления судебным приставом-исполнителем временного ограничения должника по исполнительному производству в праве выезда за пределы Российской Федерации, а также в пользовании специальным правом в виде права управления транспортными средствами в части увеличения с 10 000 до 100 000 рублей суммы задолженности по исполнительному документу, по которому такие меры могут применяться.
Комитет отмечает, что Государственной Думой 14 июля 2017 года принят Федеральный закон (вступает в силу с 1 октября 2017 года), которым увеличен с 10 000 до 30 000 рублей нижний порог суммы требований по исполнительному документу, при неисполнении которого к должнику может быть применена мера в виде временного ограничения на выезд из Российской Федерации. При этом по отдельной категории исполнительных документов (с требованиями о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением) указанный порог остался прежним - 10 000 рублей. Кроме того, данным Федеральным законом закреплена возможность применения временного ограничения на выезд из Российской Федерации при сумме долга 10 000 рублей в случаях неисполнения должником предъявленных к нему требований в течение двух месяцев.
Учитывая изложенное, а также то, что законодателем был выбран более сбалансированный подход в вопросах ограничения конституционного права гражданина (право на свободу передвижения), представляется необходимым при повышении нижнего порога суммы требований по исполнительному документу для возможного применения указанных выше ограничений руководствоваться последними законодательными изменениями, а также объективными данными правоприменительной практики.
Относительно предложения авторов законопроекта об исключении возможности применения к должникам, не исполняющим требования об уплате административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, следует отметить, что приведенные в пояснительной записке аргументы, касающиеся неэффективности действующей системы контроля уплаты административных штрафов, свидетельствуют о том, что данная проблематика подлежит разрешению путем совершенствования иных сфер правового регулирования.
Кроме того, авторы законопроекта не учли, что исключение требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предусмотренное Федеральным законом, не позволит установить такое ограничение в отношении водителей транспортных средств за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не исполнивших постановление по делу об административном правонарушении в виде наложения административного штрафа.
На основании изложенного, Комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1157785-6 "О внесении изменений в статьи 67 и 67.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" отклонить.
Председатель Комитета | В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.