Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, В.Е. Деньгиным и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменения в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), дополнив ее пунктом 2.1, запрещающим стимулирование продажи алкогольной продукции, в том числе путем распространения алкогольной продукции среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, а также применения скидок с цены алкогольной продукции любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является снижение потребления алкогольной продукции населением путем законодательного установления ограничительных мер, формирующих устойчивое снижение покупательского спроса на алкоголь.
Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о необходимости выполнения "Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, вместе с тем отмечает следующее.
По мнению Комитета, понятие "стимулирование продажи алкогольной продукции" требует уточнения, так как в действующем законодательстве оно не используется. Данный термин не определен также и в законопроекте. Между тем, согласно статье 1.3 Кодекса об административных правонарушениях, предметом ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях является нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Комитет отмечает, что действия по стимулированию продажи алкогольной продукции, предлагаемые в проектируемом пункте 2.1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ по своей сути представляют собой рекламные акции, и соответственно должны регулироваться законодательством Российской Федерации о рекламе.
Особенности рекламы алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"). Так, в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
Также в соответствии с частью 5 указанной статьи Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.
Комитет отмечает, согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отмечаем также, что Государственная Дума 22 марта 2017 года рассмотрела и отклонила в первом чтении проект федерального закона N 927400-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в целях запрета стимулирования продажи и потребления алкогольной продукции", внесенный О.Л.Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 98787-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в первом чтении.
Председатель Комитета | С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.