Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
по проекту федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается проведение с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - эксперимент).
Проведение эксперимента обосновывается необходимостью сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма.
С учетом особенностей российской курортной и туристской сфер в ходе эксперимента предполагается апробировать различные механизмы курортного сбора. По итогам эксперимента предлагается принять решение либо о распространении лучшего опыта для применения на всей территории Российской Федерации, либо об отказе от его внедрения.
Размер курортного сбора согласно законопроекту не может составлять более ста рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения и может быть дифференцирован в зависимости от сезонности, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Согласно пояснительной записке прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитываются исходя из общего туристического потока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом 5% ежегодного роста), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), ставки курортного сбора 50 рублей за сутки.
Предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 года по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд. рублей, в Краснодарском крае - 8,3 млрд. рублей, в Республике Крым - 16,4 млрд. рублей, (при ставке в 50 рублей).
В целом концепция законопроекта соответствует международному опыту установления ставок сборов за пользование туристической и (или) курортной инфраструктурой и заслуживает поддержки.
Вместе с тем, некоторые механизмы законопроекта и аспекты его последующего правоприменения представляются не достаточно очевидными и требуют дополнительного обоснования и пояснения.
В частности, законопроектом предусмотрено, что Правительством Российской Федерации будет установлен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента, а также определены критерии эффективности проведения эксперимента, утверждены порядки реализации различных этапов эксперимента.
Однако на текущий момент, поскольку в пояснительных документах не приводится расчетов экономического обоснования планируемых бюджетных расходов на проведение эксперимента, оценить ожидаемый экономический эффект не представляется возможным.
Принимая во внимание тот факт, что введение курортного сбора повлечет за собой увеличение стоимости туристского продукта, возникают вопросы и о возможном сокращении туристических потоков.
Законопроектом определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, необходимые для его реализации, а также устанавливаются льготные категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые освобождаются от уплаты курортного сбора.
Следует заметить, что размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, порядок информирования о результатах эксперимента законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о достижении показателей эффективности и перечня построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Также, в соответствии с законопроектом контроль за исполнением плательщиками и операторами курортного сбора возложенных на них обязанностей, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно законопроекту обязанность по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора возлагается на оператора курортного сбора - юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, физические лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, поставленное в указанном качестве на учет в налоговом органе.
Таким образом, единый механизм контроля за соблюдением закона лицами, взимающими курортный сбор (операторами курортного сбора) и плательщиками курортного сбора, а также единый образец отчетных документов и единая система учета результатов эксперимента законопроектом не устанавливается.
Принимая во внимание то, что проведение эксперимента планируется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, требует дополнительного обоснования возможность реализации положений законопроекта в дотационных субъектах Российской Федерации.
Кроме того, по своей сути, курортный сбор является дополнительным налогом и, соответственно, должны вноситься изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, а администрировать этот сбор должна налоговая служба.
Введение курортного сбора мотивируется недостаточными поступлениями денег в бюджеты от растущего туристического потока и широкой практикой уклонения предпринимателей в сфере туризма от уплаты налогов. Но предлагается возложить дополнительный сбор на добросовестных налогоплательщиков, кто работает легально. То есть, предлагается заставить добросовестных налогоплательщиков заплатить за тех, кто не платит.
По мнению Комитета, указанные замечания должны быть проанализированы и учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи поддерживает концепцию проекта федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", внесенного Правительством Российской Федерации, с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе его принять в первом чтении.
Председатель Комитета | М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.