Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 796109-6 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 796109-6 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о проведении искусственного прерывания беременности медицинскими организациями государственной системы здравоохранения), внесенный депутатом Государственной Думы В.А. Крупенниковым, членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также С.А. Поповым, М.М. Абасовым, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Авторы законопроекта предлагают осуществлять искусственное прерывание беременности только в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и установить административную ответственность за нарушение предлагаемой нормы, а также ограничить возможность проведения искусственного прерывания беременности в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи случаями наличия медицинских показаний.
Часть 2 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) устанавливает, что организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Процедура по искусственному прерыванию беременности является медицинской услугой, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" право оказывать медицинскую помощь, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, имеют медицинские организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, положения законопроекта не обоснованно ограничивают права медицинских организаций, деятельность которых направлена на охрану репродуктивного здоровья женщин.
Предлагаемое законопроектом ограничение на проведение искусственного прерывания беременности исключительно по медицинским показаниям не соотносится с другими положениями статьи 56 Федерального закона N 323-ФЗ, которыми закрепляется право женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве, предполагающее проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия (часть 1), а также предусматривается наличие не только медицинских, но и социальных показаний для искусственного прерывания беременности (части 5 и 6).
Комитет по охране здоровья разделяет обеспокоенность инициаторов законопроекта состоянием демографической ситуации, но вместе с тем отмечает, что согласно данным Министерства здравоохранения Российской Федерации число абортов и показатель материнской смертности в России значительно снизились.
Ограничение бесплатного оказания медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности может привести к негативным последствиям - росту числа абортов, производимых вне медицинских организаций, что угрожает жизни и здоровью женщин, а также увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на социальном обеспечении государства.
На проект федерального закона получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации (от 24 сентября 2015 года N 6267п-П12).
С учетом изложенного, Комитет по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 796109-6 "О внесении изменений в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует его к отклонению в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 19 октября 2017 года (протокол N 35).
Председатель Комитета | Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.