Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства", внесенный членом Совета Федерации А.В.Беляковым.
Автором законопроекта предлагается внести изменения в отдельные федеральные законы с целью запрета использования суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Так, статьей 1 законопроекта планируется внести изменения в статью 55 Федерального закона 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и запретить использование суррогатного материнства, то есть вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения.
Статьей 2 законопроекта предлагается исключить часть 5 статьи 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", регулирующую государственную регистрацию ребенка, родившегося с помощью имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания. Кроме того, статей 3 законопроекта планируется исключить соответствующие положения Семейного кодекса Российской Федерации (абзац второй части 4 статьи 51 и абзац второй части 3 статьи 52), устанавливающие порядок осуществления записи родителей ребенка, родившегося с применением метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, в книге записей рождений, а также механизм оспаривания отцовства (материнства) ребенка, рожденного суррогатной матерью.
По мнению автора законопроекта, внесение изменений в действующее законодательство с целью запрета суррогатного материнства направлено на исключение случаев причинения вреда здоровью ребенка, рожденного с помощью технологии суррогатного материнства, а также правовой неопределенностью гражданско-правовых договоров по оказанию услуг по суррогатному материнству.
По мнению Комитета по охране здоровья, вспомогательные репродуктивные технологии (методы лечения бесплодия), при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма, в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства, являются значимым средством обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В настоящее время отмечается неуклонный рост заболеваемости женскими и мужскими формами бесплодия, увеличивается возраст первородящих женщин, что влияет на демографическую ситуацию в России и требует применения методов вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе суррогатного материнства. При этом проблемы, обозначенные в пояснительной записке, связаны не с самим институтом суррогатного материнства, а с применением на практике существующих нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу гражданско-правовых отношений, и недостаточным контролем за их исполнением. В этой связи представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательного регулирования сферы применения вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе суррогатного материнства.
Кроме того, принятие законопроекта может повлечь за собой переход применения метода суррогатного материнства в теневой сектор экономики, в связи с чем возрастет угроза нарушения прав граждан.
Проект федерального закона не поддерживается Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 133590-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части запрета суррогатного материнства" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 14 сентября 2017 года (протокол N 31).
Председатель Комитета | Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.