Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 192084-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части регулирования права законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный Парламентом Республики Северная Осетия-Алания
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 192084-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части регулирования права законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный Парламентом Республики Северная Осетия-Алания.
Законопроектом предлагается закрепить право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также определить формы осуществления указанного права в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В частности Парламентом Республики Северная Осетия-Алания предлагается дополнить Федеральный закон N 184-ФЗ новой статьей 6.1, в соответствии с которой законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.
В этой связи Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает следующее.
Частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы на федеральном уровне в полном объеме наряду с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации.
Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Согласно статье 134 Конституции Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой части Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Кроме того, поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (статья 136 Конституции Российской Федерации). Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации, не получившей одобрение 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, может быть повторно внесено не ранее чем через год после установления результатов рассмотрения.
Таким образом, Конституция Российской Федерации гарантирует законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации равное по отношению к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации право законодательной инициативы на федеральном уровне и обеспечивает учет мнения законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации при рассмотрении предложений о поправках к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что пояснительная записка к законопроекту не содержит информации о проблемах в правоприменении указанных конституционных норм.
Федеральный закон N 184-ФЗ, определяющий общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивает участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов по предметам совместного ведения (статья 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ).
Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в тридцатидневный срок отзывов на указанные законопроекты. При этом согласно пункту 4 статьи 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления в Государственную Думу поправок к указанным законопроектам в тридцатидневный срок. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока не поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета | Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.