Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 192084-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части регулирования права законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) внесен Парламентом Республики Северная Осетия-Алания
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 192084-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенным Парламентом Республики Северная Осетия-Алания, предлагается урегулировать порядок реализации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы в Государственной Думе.
В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (часть 1). Здесь же говорится, что данное право реализуется путем внесения законопроектов в Государственную Думу (часть 2).
Законодательная процедура, в том числе порядок внесения законопроектов в Государственную Думу урегулирован Регламентом Государственной Думы, утвержденным Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД (раздел 3, глава 12). Проектируемая норма воспроизводит положения статьи 104 Регламента Государственной Думы. Таким образом, весь смысл законопроекта сводится к дублированию в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) ныне действующих положений Регламента Государственной Думы.
Такое правовое регулирование представляется избыточным. Конституция Российской Федерации не требует, чтобы порядок реализации права законодательной инициативы был определен непосредственно в федеральном законе. В связи с этим имеющегося подзаконного правового регулирования вполне достаточно.
Более того, порядок реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе выходит за пределы предмета правового регулирования Федерального закона N 184-ФЗ, посвященного вопросам организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, а не порядку работы Государственной Думы или порядку принятия федеральных законодательных актов.
В пояснительной записке по законопроекту не обосновывается практическая необходимость принятия проектируемой нормы, не указывается на то, что в ее отсутствие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ встречают какие-либо препятствия и проблемы при реализации своего права законодательной инициативы в Государственной Думе.
Кроме того, предлагаемая новелла создает дисбаланс в правовом регулировании порядка реализации права законодательной инициативы различными субъектами: в отношении законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации данный порядок будет закреплен на уровне федерального закона, в отношении иных субъектов права законодательной инициативы правовое регулирование останется на уровне Регламента Государственной Думы.
Если признавать необходимым законодательно урегулировать порядок реализации права законодательной инициативы, то это необходимо осуществлять комплексным законодательным актом, посвященным порядку принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Такой законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы (N 97700183-2 "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов").
На законопроект поступило 46 отзывов из 33 субъектов Российской Федерации, 24 положительных и 22 отрицательных. При этом мнения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совпали в 7 случаях и в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ 5 субъектов Российской Федерации высказались за принятие закона, 2 субъекта Российской Федерации против принятия закона. Мнение 78 субъектов Российской Федерации не выражено.
На законопроект получены отрицательные отзывы Правительства Российской Федерации, комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, а также Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправления и делам Севера.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить при рассмотрении в первом чтении проект федерального закона N 192084-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный Парламентом Республики Северная Осетия-Алания.
Председатель Комитета | А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.