Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 302144-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" и статью 7 Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Осуществление парламентом контрольной функции является одной из важнейших составляющих его деятельности, значимость которой определяется, с одной стороны, независимостью законодательной ветви власти, а с другой - представительной природой парламента. В то же время эффективность парламентского контроля, любой из его форм (в том числе и эффективность парламентского запроса) зависит, главным образом, от наличия механизма его реализации.
Существующие формы парламентского контроля нашли свое отражение в установленных законом формах депутатской деятельности, однако при этом некоторые формы имеют декларативный характер, поскольку не подкреплены наличием эффективного механизма их реализации.
Так, пунктом "з" части 1 статьи 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлена такая форма деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы как обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Однако ни в федеральном законе, ни в регламентах обеих палат парламента не содержится механизм реализации данной формы деятельности. Между тем данное полномочие является важным инструментом в системе сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.
Согласно действующему законодательству, регулирующему вопросы статуса депутатов различных уровней, депутаты обязаны осуществлять работу с избирателями. Наиболее активной формой работы депутатов с избирателями является, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
В то же время следует понимать, что полномочия депутатов по рассмотрению поступивших в их адрес обращений граждан существенно ограничены. Поэтому в 90 % случаев депутат любого уровня обращается в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в целях защиты прав граждан и решения вопросов избирателей.
К сожалению, нередко должностные лица исполнительных органов власти и местного самоуправления задерживают ответы, дают формальные ответы либо перепоручают рассмотрение вопроса иному должностному лицу, вследствие чего работа над обращением гражданина тормозится или попросту прекращается. Именно поэтому депутаты разных уровней, получившие от граждан жалобы на работу чиновников, тоже должны иметь дополнительные рычаги воздействия на них. Как уже было сказано выше, подобными рычагами может быть закрепление в законе механизма реализации отдельных полномочий.
Так, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О парламентском контроле" статьей 8.1, закрепляющей порядок рассмотрения обращения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Учитывая, что количественный состав верхней и нижней палат парламента существенно различается, предлагается внести изменение в Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации", сократив численность группы депутатов Государственной Думы до одной десятой от общего числа депутатов Государственной Думы при направлении Председателю Совета Федерации или Председателю Государственной Думы письменного обращения о возбуждении парламентского расследования.
Закрепленный в настоящее время состав депутатов Государственной Думы в количестве не менее 90 депутатов для инициирования парламентского расследования делает процедуру инициирования парламентского расследования чрезмерно сложной и практически нереальной с организационной точки зрения.
Предлагаемые изменения обеспечат равные и более реальные возможности инициирования парламентского расследования для обеих палат парламента, а также позволят сделать парламентское расследование не декларативным институтом, а эффективной формой парламентского контроля.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" и статью 7 Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" и статью 7 Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" и статью 7 Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О парламентском контроле" и статью 7 Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
В случае принятия указанного федерального закона может потребоваться внесение изменений в Регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.