Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
к проекту федерального закона N 198171-7 "О внесении изменения в статью 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 198171-7 "О внесении изменения в статью 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации" направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края", которым положения подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 55 (часть 3), "в той мере, в какой в системной связи с пунктом 3 статьи 1252 данного Кодекса и другими его положениями они не позволяют суду при определении размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности, определить с учетом фактических обстоятельств конкретного дела общий размер компенсации ниже минимального предела, установленного данными законоположениями, если размер подлежащей выплате компенсации, исчисленной по установленным данными законоположениями правилам с учетом возможности ее снижения, многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков (притом что эти убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер".
Определяя порядок расчета компенсации, законодатель исходит из того, что в силу специфики интеллектуальной собственности (нематериального характера результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, ограниченности возможностей правообладателя контролировать использование этих объектов и др.) возмещение убытков не всегда защищает должным образом интересы правообладателя. При этом участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, и никто не может извлекать преимущества из своего незаконного поведения (ст. 1 ГК РФ). Учитывая, что в результате одного действия нарушителя могут быть нарушены права на значительное количество объектов интеллектуальных прав и соответственно компенсация может быть весьма существенной, а в некоторых случаях и без какой-либо связи с понесенными при нарушении исключительного права убытками, при отсутствии у судов возможности снижения размера компенсации ниже минимальной суммы даже при малозначительном характере нарушения, необходима выработка механизма предоставления судам такого рода возможности с учетом факта совершения нарушения впервые, характера нарушения и других обстоятельств.
Правительством Российской Федерации предлагается новая редакция абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что если исключительное право, которое было нарушено, на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежит одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение права на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, но не может составлять менее суммы минимального размера компенсации за одно допущенное нарушение. Аналогичная возможность снижения размера компенсации судом предусмотрена и в тех случаях, при которых одним действием нарушено исключительное право на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, принадлежащих нескольким правообладателям, применительно к требованиям каждого правообладателя, обратившегося за защитой прав на соответствующие результаты или средства индивидуализации, в отдельности. Законопроектом предлагается применение механизма снижения размера компенсации не только в отношении индивидуальных предпринимателей, нарушивших исключительное право, как это предусмотрено в Постановлении Конституционного Суда, но и других участников гражданских правоотношений.
По мнению Комитета, применение предлагаемого механизма снижения размера компенсация должно носить исключительный, разовый характер и не стать общим правилом в правоприменительной практике, в противном случае значение компенсация как справедливого и эффективного способа защиты интеллектуальных прав, альтернативного взысканию убытков и не требующего доказывания их размера, будет утрачено.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 198171-7 "О внесении изменения в статью 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета | П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.