Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 676338-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах"
(в части расширения субъектного состава потенциальных пользователей участками недр континентального шельфа Российской Федерации, а также участками недр федерального значения, расположенными на территории Российской Федерации и простирающимися на ее континентальный шельф)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 676338-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - законопроект), внесенный Думой Астраханской области и Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, и отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Разработчиками законопроекта предлагается внести изменения в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), направленные на расширение круга субъектов из состава пользователей недр, претендующих на право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участками недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф.
Согласно действующей редакции части 3 статьи 9 Закона "О недрах" "пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц". В настоящее время указанным критериям соответствуют только две компании: ПАО "Роснефть" и ПАО "ГАЗПРОМ".
В пояснительной записке к законопроекту разработка последнего обосновывается утверждением того, что активизация деятельности по освоению ресурсов недр континентального шельфа требует создания благоприятного инвестиционного климата, здоровой конкурентной среды, способной обеспечить развитие высокотехнологичных шельфовых проектов, внести соответствующие изменения в законодательство о недрах, поскольку при сохранении настоящего режима недропользования на акватории для освоения потенциала континентального шельфа России, по официальным данным, потребуется более 150 лет, такой темп освоения не позволит удовлетворить возрастающие потребности в энергоресурсах.
Концептуально поддерживая позицию разработчиков законопроекта в части целесообразности расширения доступа российских компаний в состав потенциальных пользователей участков недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, обладающих необходимым опытом и финансовыми ресурсами, Комитет в тоже время считает неактуальным в настоящий момент решение этой задачи в силу ряда причин.
Эксперты обращают внимание на вопрос неподготовленности инженерной инфраструктуры (прежде всего в Арктике) к возможным негативным последствиям процессов глобальных климатических изменений, что обусловливает в свою очередь необходимость предусматривать в инвестиционном проекте дополнительные средства для модернизации инфраструктуры или создания новой в случае форс-мажора. Кроме того, инвестиционные проекты в Арктике будут иметь долгосрочный характер, и инвесторы вряд ли могут рассчитывать на их быструю окупаемость.
Следует признать трудоемкость и затратность разработки месторождений и осуществления инфраструктурных проектов на территории Крайнего Севера с привлечением высококвалифицированных специалистов и использованием дорогого и порой уникального оборудования.
Трудности освоения Арктики обусловливают необходимость создания особого инвестиционного режима арктических территорий, предполагающего благоприятный инвестиционный климат и меры государственной поддержки. Государственное регулирование инвестиций в Арктическом регионе помимо мер стимулирующего характера должно включать в себя и меры ограничительного характера, обусловленные уникальным географическим положением региона и его стратегической значимостью. В частности, определенные ограничения должны быть наложены на осуществление иностранных инвестиций на арктическом континентальном шельфе. В связи с этим, представляются оправданными и ограничения на участие субъектов частного предпринимательства в бесконтрольной реализации инвестиционных проектов на данной территории. Подобные ограничения обусловлены защитой публичного интереса, например, необходимостью обеспечения прав коренных народов, на территории которых будут осуществляться соответствующие проекты.
С учетом вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 676338-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Председатель Комитета | П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.