Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
о проекте федерального закона N 676338-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 676338-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части расширения субъектного состава потенциальных пользователей участками недр континентального шельфа Российской Федерации, а также участками недр федерального значения, расположенными на территории Российской Федерации и простирающимися на ее континентальный шельф), внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается в целях активизации деятельности по освоению ресурсов недр континентального шельфа расширить субъектный состав пользователей недр, допускаемых для получения права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участками недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф.
В связи с этим вносятся изменения в статьи 9 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" в части требований, предъявляемых к пользователям недр для их допуска к работам на вышеуказанных участках недр.
Поддерживая в целом необходимость активизации деятельности по освоению недр континентального шельфа российскими компаниями, Комитет отмечает следующее.
Действующим законодательством предусмотрены ограничения в отношении лиц, претендующих на право пользования участками недр федерального значения, при этом в отдельную категорию выделены участки недр континентального шельфа Российской Федерации, а также участки недр, расположенные на территории Российской Федерации и простирающиеся на ее континентальный шельф, в отношении которых субъектный состав их потенциальных пользователей еще более сужен.
Пользователями недр на таких участках могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов, и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Учитывая, что континентальный шельф имеет важнейшее природоресурсное, экологическое и геополитическое значение, освоение континентального шельфа сопряжено с высоким уровнем капитальных затрат, повышенными рисками экологической и промышленной безопасности. Поэтому вопрос расширения субъектного состава потенциальных пользователей участками недр континентального шельфа требует взвешенного подхода.
По мнению Комитета, решать поставленную законопроектом задачу необходимо с учетом текущей экономической ситуации, а также энергетической и национальной безопасности страны.
Следует отметить, что в 2015 г. обсуждение данного вопроса осуществлялось в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации. В частности, прорабатывался вопрос предварительной жесткой квалификации кампаний, которым будет предоставлено право проведения ГРР на арктическом шельфе Российской Федерации, а также разделение фазы геологоразведки и добычи. Сформированные предложения предполагалось обсудить на совещании Президента Российской Федерации, однако до настоящего времени указанное совещание не было проведено.
Кроме того, по данным государственного доклада "О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов" в распределенном фонде недр находится более 90% извлекаемых запасов нефти, в нераспределенном остались только средние и мелкие по размерам месторождения, а также участки недр, содержащие прогнозные ресурсы. По состоянию на 1 января 2017 г. выдано более 3000 лицензий, включающих в себя обязательства по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья. При этом практика показывает, что ежегодно выдается около 100 новых лицензий.
Объем обязательств по лицензиям таков, что затраты недропользователей на их выполнение превысили 200 млрд. рублей. При условии дальнейшей выдачи лицензий на пользование недрами объем обязательств будет ежегодно увеличиваться пропорционально выданному количеству выдаваемых лицензий (примерно на 3 процента).
Вместе с тем, только запасами нефти компании обеспечены более чем на 40 лет (из расчета ежегодной добычи нефти в 530 млн. т.).
Исходя из вышесказанного, Правительством Российской Федерации в 2016 г. принято решение о введении моратория на предоставление участков недр шельфа в пользование и об отнесении участков недр нераспределенного фонда недр континентального шельфа к участкам недр федерального фонда резервных участков недр.
В этой связи, видится целесообразным компаниям осуществлять деятельность в рамках уже выданных лицензий, а к вопросу допуска освоения шельфа вернуться после снятия моратория на освоение шельфа и обсуждения данного вопроса у Президента Российской Федерации.
Кроме того в отношении изменений, вносимых в статью 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах", следует отметить следующее.
Статьей 10.1 установлены основания возникновения права пользования участками недр. В частности для участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации таким основанием является решение Правительства Российской Федерации, аукционы по таким участкам не проводятся. В соответствии с этим в части 3 статьи 13.1 для участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф предусмотрено изъятие. Предлагаемые изменения статьи 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" могут привести к противоречию норм статей 10.1 и 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Также следует отметить, что законопроект был рассмотрен 19 ноября 2015 г. Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и, в соответствии с пунктом а) части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы, был рекомендован авторам доработать законопроект до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений. До настоящего времени измененный текст законопроекта в Государственную Думу не поступил.
Комитет Государственной Думы по энергетике, являясь комитетом-соисполнителем, рассматриваемый законопроект не поддерживает.
На законопроект поступило заключение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию о поддержке концепции законопроекта.
Правовое управление Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Правительство Российской Федерации свой отзыв на законопроект не представило.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в соответствии с частью 7 статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель комитета | Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.