Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 190528-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка применения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации)",
внесенный Тюменской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 190528-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения порядка применения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации), внесенный Тюменской областной Думой.
Законопроектом предлагается предусмотреть переходные положения в целях устранения риска признания несоответствующими действующему федеральному законодательству законов субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий, принятых до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 494-ФЗ).
В частности, данным законопроектом предлагается установить, что изменения, предусмотренные Федеральным законом N 494-ФЗ, не распространяются на полномочия, которые были перераспределены законом субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации до вступления в силу указанного Федерального закона.
В этой связи Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает следующее.
Возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрена пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ). Данная норма была введена Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" обозначены основные области общественных отношений, в которых возможно перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Это позволило избежать неоднозначного толкования норм, содержащихся в федеральных законах, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в различных областях и сферах деятельности.
Федеральным законом N 494-ФЗ в часть 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данные изменения были внесены, чтобы исключить возможность произвольного перераспределения законами субъектов Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в пользу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, невзирая на значимость указанных вопросов для муниципальных образований и муниципального сообщества.
После принятия Федерального закона N 494-ФЗ субъекты Российской Федерации должны привести ранее принятые законы о перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствие с действующим законодательством в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ).
Следует отметить, что Федеральный закон N 494-ФЗ вступил в силу 9 января 2017 года. В этой связи с юридико-технической точки зрения и с точки зрения сохранения последовательности в вопросах правового регулирования данной сферы внесение предлагаемых законопроектом изменений представляется нецелесообразным.
Вместе с тем необходимо обратить внимание, что после принятия Федерального закона N 494-ФЗ в Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока стали поступать обращения с просьбой внести аналогичные предлагаемым рассматриваемым законопроектом изменения в федеральное законодательство. Указанные просьбы аргументируются принятыми законами субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в конкретных областях и сферах деятельности и необходимостью установления единых подходов.
Проведенный Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока анализ представленных органами государственной власти 78 субъектов Российской Федерации материалов выявил потребность расширения областей общественных отношений, в которых возможно такое перераспределение, со стороны 22 субъектов Российской Федерации.
В этой связи Комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации провести анализ перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона N 494-ФЗ, по результатам которого, на основе публичного обсуждения, рассмотреть вопрос дополнительного системного законодательного урегулирования указанных правоотношений в конкретных областях и сферах деятельности отдельным федеральным законом.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока не поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета | Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.