Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 270362-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части обеспечения деятельности органов службы занятости по сопровождаемому содействию занятости инвалидов)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 270362-7 предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) в целях определения правового механизма реализации органами службы занятости дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, "...заявительный механизм и действующие меры содействия занятости граждан, приемлемые по отношению к лицам, не имеющим ограничений жизнедеятельности, являются недостаточными для трудоустройства и закрепления инвалидов на рабочем месте в тех случаях, когда они не получают действенной помощи со стороны органов службы занятости, что подтверждается статистическими данными о результатах трудоустройства инвалидов_ По состоянию на 1 января 2017 г. трудовую деятельность осуществляли всего 32% инвалидов трудоспособного возраста_ В 2016 году по направлениям органов службы занятости трудоустроено только 15% от числа инвалидов, находящихся в поиске работы".
Для достижения поставленных законопроектом целей предлагается дополнить Закон о занятости населения нормами, определяющими особенности организации содействия занятости инвалидов. Согласно законопроекту и пояснительной записке к нему к таким особенностям, в частности, относятся:
- инициативный характер действий органов службы занятости по оказанию инвалидам помощи и содействия в поиске и сохранении работы, во взаимодействии инвалида с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- предоставление органами службы занятости государственной услуги по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов для оказания им индивидуальной помощи в трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности;
- наделение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти полномочиями по изданию методических рекомендаций по организации и осуществлению сопровождаемого содействия занятости инвалидов, установлению показателей оценки эффективности деятельности органов службы занятости по вопросам содействия занятости инвалидов;
- наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения полномочиями по утверждению порядка осуществления деятельности по сопровождаемому содействию занятости инвалидов, организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов, включая разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих соответствующие мероприятия.
Кроме того, в целях информационного обеспечения деятельности органов службы занятости по сопровождаемому содействию занятости инвалидов законопроектом предлагается дополнить статью 16.1 "Регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения" Закона о занятости населения положениями об организации информационного взаимодействия органов службы занятости с работодателями.
Согласно расчетам, приведенным в пояснительной записке, численность инвалидов трудоспособного возраста - получателей государственной услуги по организации сопровождаемого содействия занятости может ежегодно составить около 23 тысяч человек, что дает возможность осуществить предусматриваемые законопроектом мероприятия по сопровождаемому содействию занятости и оказанию помощи инвалидам в трудоустройстве без увеличения имеющейся штатной численности органов службы занятости.
Проект федерального закона N 270362-7, безусловно, имеет высокую социальную значимость, его концепция заслуживает одобрения и поддержки, однако представляется необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно пункту 2 проектируемой статьи 13.1 Закона о занятости населения под сопровождаемым содействием занятости инвалидов понимается осуществление мероприятий по оказанию индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, созданию условий для осуществления им трудовой деятельности, ускорению его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также по формированию пути его передвижения до работы и по территории организации-работодателя (п. 4 ст. 1 законопроекта).
С учетом данного определения не вполне редакционно удачными представляются положения той же статьи, в которых говорится о "мероприятиях по сопровождаемому содействию занятости инвалидов", "осуществлении сопровождаемого содействия занятости инвалидов", "мероприятиях по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов", "мерах по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов" и т.д. Терминологическое разнообразие, представленное в тексте проектируемой статьи 13.1, может создать определенные затруднения в правоприменительной практике. Так, к примеру, согласно пункту 4 проектируемой статьи 13.1 "мероприятия по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов" включаются в региональные программы содействия занятости населения. При этом согласно подпункту 1 пункта 5 той же статьи 13.1 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения участвует в подготовке предложений для включения в те же региональные программы "мер по организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов".
Положения пункта 2 проектируемой статьи 13.1 необходимо привести в соответствие с нормами статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работодателем может являться не только юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, но и физическое лицо.
Аналогичное замечание относится также к пункту 10 статьи 1 законопроекта, предусматривающему внесение изменений в статью 25 Закона о занятости населения.
Слова "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения", используемые в пункте 5 проектируемой статьи 13.1, следует заменить словами "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения", что будет соответствовать терминологии, используемой в Законе о занятости населения. Кроме того, в подпункте 3 пункта 5 той же статьи необходимо уточнить, о каких именно "участниках мероприятий по сопровождаемому содействию занятости инвалидов" идет речь.
Положения пункта 6 проектируемой статьи 13.1, в соответствии с которым оказание помощи инвалидам может "осуществляться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по содействию трудоустройству и подбору персонала", необходимо согласовать с нормами статьи 5 Закона о занятости населения, согласно которым деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников осуществляют негосударственные организации.
Пункт 7 проектируемой статьи 13.1 нуждается в дополнительном обсуждении и обосновании в части вменения наставнику обязанности вносить работодателю "предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий доступности к рабочему месту и его дополнительным оснащением с учетом имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности". Представляется, что в ряде случаев для внесения указанных предложений от наставника может потребоваться наличие определенных знаний и компетенции, в том числе, в сфере медицины и здравоохранения.
Законопроект вводит в Закон о занятости населения новые термины "специально созданные рабочие места" (пп. "а" п. 1 ст. 1 законопроекта) и "специальные рабочие места для инвалидов" (п. 3 ст. 1 законопроекта), не приводя их определения. Вместе с тем, Закон о занятости населения использует иную терминологию: "оборудованные (оснащенные) для инвалидов рабочие места", "дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая рабочие места и организации для труда инвалидов)" (например, ст.ст. 13, 22 Закона о занятости населения). В связи с этим требуется унификация терминологии законопроекта и приведение ее в соответствие с действующей редакцией Закона о занятости населения.
Из предложенной законопроектом редакции нового подпункта 17.1 пункта 3 статьи 7 Закона о занятости населения не вполне ясно, будет ли оценка эффективности деятельности органов службы занятости по содействию занятости инвалидов носить всеобъемлющий характер, либо затронет лишь некоторые отдельные "вопросы содействия занятости инвалидов". Формулировка данного подпункта требует уточнения.
Также необходимо отметить, что изменения, предлагаемые законопроектом N 270362-7 в Закон о занятости населения, требуют внесения корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) в части обеспечения занятости инвалидов (ст. 20 Федерального закона N 181-ФЗ) и обязанностей работодателей в обеспечении занятости инвалидов (ст. 24 Федерального закона).
Согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 1 законопроекта "информация_ о принятых мерах по содействию занятости инвалидов в соответствии с мероприятиями, включенными в индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, включая организацию сопровождаемого содействия их занятости и создание или оборудование (оснащение) для них рабочих мест, содержится в специальной подсистеме регистра получателей государственных услуг в сфере занятости из числа инвалидов". В связи с этим не вполне очевидна необходимость предусмотренного подпунктом "б" пункта 6 статьи 1 законопроекта включения в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей "сведений об инвалидах, которым предоставлена (предоставляется) помощь в рамках осуществления сопровождаемого содействия их занятости".
В подпункте 3 пункта 2 проектируемой статьи 24.1 представляется целесообразным учесть особенности понятийного аппарата Трудового кодекса Российской Федерации в части использования термина "представитель работодателя".
Все высказанные выше замечания и предложения могут быть учтены при доработке проекта федерального закона N 270362-7 ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 18 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении по рассматриваемому законопроекту высказывает ряд замечаний, в том числе юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации сообщает об отсутствии замечаний и предложений по рассматриваемому законопроекту.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, сообщают, что могут поддержать рассматриваемый законопроект при условии учета замечаний, высказанных в процессе его обсуждения на заседании РТК 21 июля 2017 года.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает проект федерального закона N 270362-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.