Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона N 406891-4 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации",
внесенный Московской городской Думой
(утв. 13 октября 2015 г. (Решение Комитета N 93))
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших, лиц совершивших правонарушения, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Запрет принуждения к определению и указанию своей национальной принадлежности является важной правовой гарантией независимости гражданина от его национальности.
В настоящее время в законодательстве содержатся нормы, позволяющие урегулировать распространение сведений средствами массовой информации в Российской Федерации, в том числе о национальной принадлежности лица.
Однако необходимо отметить, что зачастую, в ходе освещения деятельности правоохранительных органов в материалах о совершении правонарушений и преступлений указывается национальность, отношение к религии, что может привести к возбуждению национальной ненависти и вражды.
Кроме того, Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Не исключены случаи, когда лицо, совершившее противоправные деяния, на момент совершения таких деяний исповедовало одну религию, а после совершения - может исповедовать другую религию. Следовательно, указание подобного рода информации без достаточных на то оснований может рассматриваться как недостоверная информация и нарушение конституционных прав граждан.
Комитет полагает, что внесение изменений, предусмотренных законопроектом, позволит обеспечить точное и достоверное распространение информации.
Председатель Комитета | Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.