Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - законопроект) разработан Госкорпорацией "Росатом" (далее - Корпорация) в инициативном порядке и направлен на уточнение ряда полномочий Корпорации с учетом произошедших законодательных изменений.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон N 317-Ф3) Правительство Российской Федерации утверждает программу деятельности Корпорации на долгосрочный период (далее - программа деятельности Корпорации).
Программа деятельности Корпорации была разработана в 2008 году до появления государственных программ на срок переходного периода Корпорации и являлась основанием для получения бюджетных ассигнований (постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. N 705 "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы)").
Мероприятиями программы деятельности Корпорации предусматривались мероприятия, определенные соответствующими федеральными и отраслевыми (ведомственными) целевыми программами.
В целях приведения Федерального закона N 317-Ф3 в соответствие со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие наделение наблюдательного совета Корпорации, как высшего органа управления государственной корпорации, полномочиями по утверждению программы деятельности Корпорации, с соответствующим исключением указанных полномочий Правительства Российской Федерации.
Кроме того, принимая во внимание, что согласно статье 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации основой для формирования проектов бюджетов являются государственные программы Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12 была утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", законопроектом вносятся изменения в статьи 18, 19 и 21 Федерального закона N 317-Ф3, уточняющие статус программы деятельности Корпорации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) территории опережающего социально-экономического развития на территории закрытого административно-территориального образования могут создаваться, начиная с 1 января 2016 г.
Федеральным законом N 473-ФЗ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития создается управляющая компания - акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации.
Учитывая статус закрытых административно-территориальных образований, законопроектом предлагается наделить Корпорацию полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера управляющей компании в целях участия в управлении территориями опережающего социально-экономического развития, и внести соответствующие изменения в статью 6 Федерального закона N 317-Ф3.
При этом необходимо отметить, что закрытые административно-территориальные образования атомной отрасли не находятся на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Законопроект также направлен на синхронизацию положений Федерального закона N 317-Ф3 и Градостроительного кодекса Российской Федерации в части выдачи разрешений на строительство объекта использования атомной энергии, а также Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1) по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на земельных участках, расположенных в границах закрытых административно-территориальных образований и занимаемых находящимися в ведении Корпорации организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство объекта использования атомной энергии выдается уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 317-ФЗ указанной организацией является Корпорация.
Корпорация согласно пункту 26 статьи 7 Федерального закона N 317-ФЗ осуществляет выдачу разрешений на строительство объектов использования атомной энергии при строительстве, реконструкции которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, и выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов только учреждениям Корпорации, акционерным обществам Корпорации и их дочерним, зависимым обществам, а также подведомственным предприятиям (далее - организации Корпорации).
В настоящее время в Российской Федерации иные органы или организации полномочиями по выдаче разрешений на строительство объектов использования атомной энергии и разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию не наделены.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается привести полномочия Корпорации, предусмотренные Федеральным законом N 317-ФЗ, в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, отнеся к ним выдачу разрешений на строительство объекта использования атомной энергии и выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов независимо от принадлежности организаций к организациям Корпорации.
В соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 1 Закона N 3297-1 закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов исполнительной власти по вопросам выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых организациями, осуществляющими разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются права и обязанности Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные Законом N 3297-1 для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (пункт 6 статьи 1 Закона N 3297-1).
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается закрепить в статьей 7 Федерального закона N 317-Ф3 полномочие Корпорации по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию этих объектов на расположенных в границах закрытых административно-территориальных образований земельных участках, предназначенных для размещения объектов капитального строительства учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Законопроектом вносятся изменения, направленные на приведение терминологии Федерального закона N 317-Ф3, касающиеся организационно-правовой формы юридических лиц, в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Реализация данного федерального закона будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам и организациям в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, но потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 119 "Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, созданными на территориях закрытых административно-территориальных образований (за исключением Дальневосточного федерального округа), в которых расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части наделения Госкорпорации "Росатом" полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации прав акционера указанной управляющей компании;
головной исполнитель: Минэкономразвития России;
срок подготовки: 4 месяца со дня вступления в силу Федерального закона;
2) внесение изменений в приказ Госкорпорации "Росатом" от 12 июля 2016 г. N 1/16-НПА "Об утверждении Административного регламента предоставления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственной услуги по выдаче учреждениям Госкорпорации "Росатом", акционерным обществам Г оскорпорации "Росатом" и их дочерним, зависимым обществам, а также подведомственным Госкорпорации "Росатом" предприятиям разрешений на строительство объектов использования атомной энергии, при строительстве, реконструкции которых допускается изъятие земельных участков для государственных нужд, и выдачу таким юридическим лицам разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов", направленных на приведение его в соответствие с положениями законопроекта;
головной исполнитель: Госкорпорация "Росатом";
срок подготовки: 3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.