Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 284464-7 "О внесении изменения в статью 156 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предусматривающие особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость туроператорами, осуществляющими деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма. В соответствии с проектируемыми изменениями в случае исполнения указанными туроператорами договоров поручения, комиссии либо агентского договора с привлечением третьих лиц, в налоговую базу предлагается включать не сумму выручки от реализации туристского продукта, а сумму вознаграждений (иных доходов) в рамках договоров, заключенных с привлечением третьих лиц.
Указанные изменения не соответствуют пункту 2 статьи 153 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Если же туроператор самостоятельно формирует туристский продукт, то облагаться налогом должен весь доход от реализации указанного продукта.
Туроператор, который действует на основании договоров поручения, комиссии или агентского договора в соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ уплачивает налог исключительно с сумм вознаграждения. В связи с этим, считаем, что предлагаемая в проекте уплата налога на добавленную стоимость только с суммы вознаграждения, получаемой туроператором в связи с реализацией туристcкого продукта в полном объеме не соответствует порядку исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Кроме того, учитывая, что налоговая база туроператоров туристских продуктов в сфере внутреннего и въездного туризма будет определяться только исходя из сумм вознаграждений (иных доходов), полученных туроператором в рамках договоров, заключенных с привлечением третьих лиц, обращаем внимание, что часть доходов таких налогоплательщиков будет освобождена от налогообложения по налогу на добавленную стоимость, что приведет к неравному положению с другими налогоплательщиками - туроператорами, которые уплачивают налог на добавленную стоимость, исходя из общего порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
В проектируемом абзаце пункта 1 статьи 156 НК РФ требует уточнения формулировка "сумма вознаграждений (иных доходов)", в части необходимости уточнения какие именно "иные доходы" понимаются, а также нуждается в уточнении формулировка "договоры, в рамках которых туроператор выступает в качестве комиссионера (поверенного, агента)", поскольку в статье 156 НК РФ речь идет только о договорах поручения, комиссии или агентских договорах.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.