Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 325651-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) посредством дополнения Налогового кодекса Российской Федерации главой 25.4 "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья", учитывающей ряд особенностей расчета, исчисления и уплаты налога в отношении добычи углеводородного сырья, в отличие от налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций.
Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы.
Налог распространяется на группы участков недр, расположенные полностью или частично в границах:
1) Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря при условии, что степень выработанности запасов нефти на участке недр составляет менее 0,05 по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного по состоянию на 1 января 2017 г., либо запасы нефти по такому участку недр впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2017 г.;
2) территории Российской Федерации и указанные в примечании 8 к тарифу Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в редакции по состоянию на 1 января 2018 г., в отношении которых организацией-пользователем такого участка недр в срок до 1 января 2019 г. подано в налоговый орган уведомление в произвольной форме о применении на них налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
3) Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного по состоянию на 1 января 2017 г., равной или превышающей значение 0,2 либо равной или превышающей значение 0,1, но не превышающей значения 0,8, если по состоянию на 1 января 2017 года участок недр находится в разработке не менее 6 лет, что подтверждается данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного по состоянию на 1 января 2011 г., в соответствии с которыми степень выработанности запасов нефти такого участка недр превышает значение 0,01. При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 год по всем участкам недр не должна превышать 15 млн. тонн;
4) Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти на участке недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного по состоянию на 1 января 2017 г., равной или менее 0,05 начальными извлекаемыми запасами нефти по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного на указанную дату, менее 10 миллионов тонн.
При этом совокупные начальные извлекаемые запасы нефти и газового конденсата участков недр, по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного по состоянию на 1 января 2017 г., не должны превышать 50 млн. тонн.
Для 3 и 4 групп участков недр географические координаты участков недр должны быть включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается возможность отказа от применения НДД для 1-й группы участков недр путем направления в налоговый орган уведомления до 31 марта 2019 г. или до 31 марта года, следующего за годом, в котором выдана лицензия, для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана налогоплательщику после 1 января 2019 г. При этом недропользователь уплачивает действующий в настоящее время налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Налоговая ставка НДД устанавливается в размере 50 процентов к налоговой базе, определенной нарастающим итогом с начала налогового периода как расчетная выручка от реализации добытых на участке недр углеводородов, уменьшенная на величину фактических и расчетных расходов, величину НДПИ, величину невозмещенных расходов прошлых лет, индексируемых на коэффициент 1,163 ежегодно.
Для участков 3 группы при расчете НДД предусмотрено ограничение вычитаемых расходов, которые составляют 9520 руб./т (7140руб./т с 1 января 2019 г. по 1 января 2020 г.). С 2021 года предусмотрена индексации данных расходов.
При расчете НДД по участкам недр 1 и 2 групп учитываются исторические убытки, понесенные в период с 1 января 2011 г. (для участков недр, расположенных полностью или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря - с 1 января 2007 г.) до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором налогоплательщик начал применять НДД в отношении таких участков недр.
Налог предусматривает ведение раздельного учета доходов и расходов, определение налоговой базы по каждому участку недр, а также определение минимального налога с целью недопущения бесконтрольного наращивания затрат налогоплательщиком.
Кроме того, для участков недр 1 и 2 групп, устанавливается специальный порядок определения и расчета НДПИ применительно к углеводородному сырью, добытому на участке недр, в соответствии с которым налоговая база по НДПИ определяется как объем добытых на участке недр углеводородов, а ставка принимается равной половине разницы цены нефти, выраженной в долларах США за баррель, и 15 долларов США с учетом понижающего коэффициента от 0,4 до 1 в зависимости от группы участков недр.
Налоговым периодом по НДД признается календарный год с учетом уплаты квартальных авансовых платежей, распределяющих поступления в бюджетную систему Российской Федерации по данному налогу в течение года.
Таким образом, до окупаемости проекта разработки участка недр углеводородного сырья налоговая нагрузка существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволяет повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объемы и сроки привлечения заемных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)"
Принятие проекта федерального закона, в случае увеличения добычи нефти на участках недр, подпадающих под применение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на 3 млн. тонн в год, при уровне удельных эксплуатационных и капитальных затрат на данных участках недр в размере 7140 рублей на 1 тонну добытой нефти, не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В случае отсутствия дополнительной добычи нефти или дополнительной добычи нефти 1,5 млн. тонн за год при указанном уровне затрат выпадающие доходы федерального бюджета составят от 16,9 до 35,4 млрд. рублей в год. При этом в случае уменьшения уровня удельных эксплуатационных и капитальных затрат на данных участках недр выпадающие доходы федерального бюджета составят от 7,4 до 11,9 млрд. рублей в год.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)" потребует принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - Минфин России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия федерального закона.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)" потребует разработки и принятия следующих правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
Порядок представления и форма (формат) уведомления о неприменении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в отношении конкретных участков недр.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - ФНС России.
Срок подготовки - 6 месяцев с даты принятия федерального закона;
Порядок определения и расчета индикативного тарифа на транспортировку нефти.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - ФАС России.
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия федерального закона.
Порядок индексации коэффициента удельных расходов в целях расчета минимальной налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - Минфин России.
Срок подготовки - 12 месяцев с даты принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.