Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 831459-6 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"
(в части установления возможности использования доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, на осуществление саморегулируемой организацией своей деятельности) -
внесен Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 831459-6 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях) (в части установления возможности использования доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, на осуществление саморегулируемой организацией своей деятельности), внесенный Законодательным Собранием Красноярского края (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в части установления возможности использования саморегулируемой организацией (далее - СРО) дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда СРО, для осуществления своей деятельности в целях, предусмотренных частью 1 статьи 55.1 ГрК РФ, в соответствии с основными функциями СРО, предусмотренными частью 1 статьи 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ). При этом использование указанных средств на оплату административно-хозяйственных расходов СРО не допускается.
Также законопроектом вносятся изменения в часть 7 статьи 13 Закона N 315-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривается возможность устанавливать федеральным законом исключения из общего правила о том, что доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется только на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.
Согласно пояснительной записке к законопроекту в настоящее время реализация целевых мероприятий СРО, которые направлены на предупреждение причинения вреда и повышение качества строительных работ, осуществляется за счет вступительных и членских взносов и имеет прямую зависимость от поступления денежных средств от членов СРО. Предлагаемые изменения позволят создать условия для снижения размеров регулярных членских взносов, что, соответственно, снизит финансовую нагрузку на членов СРО.
Вместе с тем, в пояснительной записке не указываются какие-либо целевые мероприятия, направленные на достижение указанных целей, отсутствуют данные о расходах, связанных с реализацией таких мероприятий, в связи с чем, по мнению Комитета, предлагаемые изменения недостаточно обоснованы.
По существу предусмотренных законопроектом изменений Комитет отмечает следующее.
1. Согласно части 1 статьи 55.1 ГрК РФ основными целями саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Компенсационный фонд СРО является способом обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами (ч. 1 ст. 13 Закона N 315-ФЗ). СРО в пределах средств компенсационного фонда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда. Фактические средства компенсационного фонда могут расходоваться исключительно на осуществление выплат в случае наступления такой ответственности (ч. 1, 3 ст. 55.16 ГрК РФ).
Таким образом, средства компенсационного фонда имеют целевой характер. Проценты, полученные от размещения средств компенсационного фонда, также являются средствами компенсационного фонда, и должны расходоваться по правилам, установленным статьей 55.16 ГрК и статьей 13 Закона N 315-ФЗ.
Установление возможности использования дохода от размещения средств компенсационного фонда СРО на осуществление текущей деятельности СРО не учитывает целевой характер средств компенсационного фонда СРО и может привести к недостаточности средств в случае привлечения СРО к возмещению вреда, причиненного ее членом.
2. Законопроектом предусматривается, что доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, вправе использоваться для осуществления основных функций СРО, за исключением административно-хозяйственных расходов.
Основные функции СРО определены частью 1 статьи 6 Закона N 315-ФЗ. Так, СРО:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном указанным Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
10) ведет реестр членов саморегулируемой организации.
Представляется, что значительная часть из указанных функций может быть отнесена к административной деятельности. Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение, что относится к административно-хозяйственным расходам. В связи с этим, предлагаемые законопроектом изменения не в полной мере отвечают требованиям правовой определенности.
Кроме того, отсутствие однозначного регулирования указанного вопроса в законодательстве может привести к проблемам в применении норм на практике, возникновению споров, в том числе, между СРО и органом надзора за деятельностью СРО.
3. Согласно пояснительной записке к законопроекту основной целью его принятия является создания дополнительного источника дохода СРО в целях снижения регулярных членских взносов.
При этом не учитывается, что помимо регулярных и единовременных поступлений от членов СРО (вступительные, членские и целевые взносы), в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 315-ФЗ источниками формирования имущества саморегулируемой организации также являются:
1) добровольные имущественные взносы и пожертвования;
2) средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
3) средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
4) средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
5) доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
6) другие не запрещенные законом источники.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 831459-6 "О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (в части установления возможности использования доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, на осуществление саморегулируемой организацией своей деятельности), внесенный Законодательным Собранием Красноярского края, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.