Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 32493-7 "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, содержащегося в пункте 5 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию в России от 17 февраля 2015 г. N 1.
Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" введен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих из гражданско-правовых отношений и отнесенных к компетенции арбитражных судов, за исключением прямо предусмотренных частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в частности, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака.
Однако распространение обязательного досудебного порядка на такие способы защиты исключительных прав, как требования о признании исключительного права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя, об изъятии и уничтожении орудий, оборудования или иных средств, используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав (подпункты 1, 2, 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации), не соответствует существу указанных требований.
Исходя из этого законопроектом предлагается в статье 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации указать, что до предъявления названных требований не требуется предъявление правообладателем претензии, а также дополнить часть 5 статьи 4 АПК РФ положением, согласно которому федеральным законом могут быть предусмотрены иные, помимо прямо поименованных в ней, виды споров, по которым соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования не является обязательным.
При этом законопроектом предлагается урегулировать претензионный порядок по требованиям правообладателей о возмещении убытков или выплате компенсации, если участниками данного спора являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем законопроектом предлагается распространить досудебный порядок урегулирования на споры о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, в целях снижения конфликтности в этой сфере, в связи с чем данная категория дел не должна указываться в перечне исключений, предусмотренных частью 5 статьи 4 АПК РФ (подпункт "а" пункта 1 статьи 2 законопроекта).
Так, в пункт 1 статьи 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагается включить правило, согласно которому заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вправе направить такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак не ранее трех лет с даты государственной регистрации товарного знака либо заключить договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.
В случае неподачи правообладателем такого заявления в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица заинтересованное лицо в тридцатидневный срок вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Предлагаемые изменения создадут предпосылки самостоятельного урегулирования сторонами возникших между ними споров и позволят обеспечить баланс интересов правообладателя и заинтересованных лиц.
Законопроектом устанавливается тридцатидневный срок, в течение которого заинтересованное лицо вправе обратиться в суд после соблюдения досудебного порядка разрешения спора. Необходимость установления такого предельного срока на обращение в суд вызвана особенностями требований о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. Учитывая, что основанием удовлетворения требования является неиспользование товарного знака правообладателем в течение трех лет, непосредственно предшествующих дате направления предложения заинтересованного лица, допускается неоднократное заявление требований о досрочном прекращении одного и того же товарного знака при условии, что эти заявления поданы в разные календарные дни.
Так, если предложение направлено 1 июня 2016 г., основанием иска будет неиспользование товарного знака в период с 1 июня 2013 г. по 31 мая 2016 г., если оно направлено 2 июня 2016 г., то учитывается период неиспользования с 2 июня 2013 г. по 1 июня 2016 г.
Таким образом, с одной стороны, необходима определенность в вопросе о том, в связи с каким предложением заинтересованного лица последовало обращение в суд (поскольку от даты направления предложения зависит учитываемый период неиспользования товарного знака), а с другой - правообладатель в целях правовой определенности должен знать, в течение какого времени после попытки досудебного урегулирования спора к нему могут быть предъявлены требования заинтересованным лицом (учитывая, что на эту категорию споров не распространяется исковая давность).
Небольшая продолжительность этого срока обусловлена тем, что в случае его пропуска заинтересованное лицо вправе инициировать новую процедуру досрочного прекращения правовой охраны товарного знака и направить новое предложение.
Учитывая выявленную проблему конфликта сроков, устанавливаемых частью 5 статьи 4, с одной стороны, и частью 5 статьи 99 АПК РФ, с другой стороны, в законопроект включено положение о внесении изменений в статью 99 АПК РФ, решающее указанную проблему (пункт 2 статьи 2 законопроекта).
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.