Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 842461-6 "О внесении изменения в статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации"
(в части установления возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства),
внесенного Законодательным Собранием Еврейской автономной области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 842461-6 "О внесении изменения в статью 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства), внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области (далее - законопроекта), и сообщает следующее.
Законопроектом предусмотрена возможность предоставления без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для сельскохозяйственного использования, расположенного в границах муниципального образования - поселения, в котором гражданин - член крестьянского (фермерского) хозяйства постоянно проживает, такому гражданину для ведения личного подсобного хозяйства и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пояснительной записке, законопроект подготовлен с целью предоставления возможности крестьянским (фермерским) хозяйствам расширять свое производство за счет получения земельных участков в аренду без торгов в том городском, сельском поселении, в котором член крестьянского (фермерского) хозяйства постоянно проживает и осуществляет свою деятельность. При этом указывается на низкую рентабельность сельскохозяйственного производства и высокую конкуренцию.
В это связи Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Таким образом, основной целью создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является осуществление сельскохозяйственного производства, при этом сопутствующие вопросы, в том числе и предоставление земельных участков, должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности урегулирован положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Указанной статьей предусматривается возможность предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в собственность или в аренду при условии предварительного уведомления о предоставлении таких земельных участков и отсутствия иных лиц, заинтересованных в предоставлении таких земельных участков для указанных целей.
Представляется, что предлагаемые законопроектом изменения могут привести к созданию неравных условий для крестьянских (фермерских) хозяйств в зависимости от места проживания их членов, затруднят возможность получения земельных участков новыми сельхозтоваропроизводителями.
Кроме того, следует отметить, что земельным законодательством также предусмотрен ряд случаев, когда крестьянским (фермерским) хозяйствам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов.
Так, без проведения торгов крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду может быть предоставлен используемый им земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, предоставляется гражданину для ведения личного подсобного хозяйства в аренду без проведения торгов.
Кроме того, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование - гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. По истечении пяти лет земельный участок может быть приобретен в собственность бесплатно при условии его использования в соответствии с разрешенным использованием.
Таким образом, в настоящее время предусмотрены возможности получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности без проведения торгов.
Следует также отметить, что законопроектом предусмотрено предоставление земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования, для ведения личного подсобного хозяйства и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем, правовой режим земельных участков, предоставляемых для указанных целей различается.
Так, согласно статье 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. При этом крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность.
Режим земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, определен Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Согласно статье 2 указанного Федерального закона личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется только гражданам.
В этой связи, установление возможности предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не в полной мере соответствует земельному законодательству, а также положениям указанных федеральных законов.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.