Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 850558-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
(в части уточнения положений о выделе земельных долей, находящихся в муниципальной собственности) - внесен Государственным Собранием Республики Мордовия, депутатом Государственной Думы В.Ф. Шрейдером
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 850558-6 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения положений о выделе земельных долей, находящихся в муниципальной собственности), внесенный Государственным Собранием Республики Мордовия, депутатом Государственной Думы В.Ф. Шрейдером (далее - законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон 101-ФЗ) выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
Законопроектом предлагается второе предложение указанного пункта исключить.
Комитет считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 12.1 Закона N 101-ФЗ в настоящее время органы местного самоуправления вправе в судебном порядке приобретать в муниципальную собственность невостребованные земельные доли. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 12 Закона N 101-ФЗ у муниципального образования может возникнуть право собственности на земельную долю вследствие отказа от права собственности на нее со стороны гражданина или юридического лица.
Данные нормы были введены в Закон N 101-ФЗ положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 12-П, внесенные в Закон N 101-ФЗ изменения порядка реализации участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, ранее ориентированного на приоритетную защиту коллективных интересов участников долевой собственности, свидетельствуют о намерении федерального законодателя обеспечить максимально эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем предоставления сособственникам земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможности выделить в счет своих земельных долей те земельные участки, местоположение которых в наибольшей степени отвечало бы целям, преследуемым конкретными собственниками таких долей.
По мнению Комитета, учитывая, что органы местного самоуправления в настоящее время вправе наравне с иными собственниками земельных долей в полной мере реализовывать свои права на земельные доли, находящиеся в муниципальной собственности, сохранение неравных условий в части характеристик и качества земель, из которых может осуществляться выдел земельных участков в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, является не всегда оправданным.
Следует отметить, что во многих случаях земельные доли, на которые в порядке, предусмотренном статьей 12.1 Закона N 101-ФЗ, признано право муниципальной собственности, используются, в том числе на договорных условиях, сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ имеют право на приобретение за плату без проведения торгов данной земельной доли.
При этом правовой подход, заключающийся в необходимости выдела земельного участка в счет земельной доли именно из неиспользуемых земель или земель худшего качества, в ряде случаев не обеспечивает возможности сохранения для таких крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций стабильности сельскохозяйственного производства с сохранением фактически используемого земельного участка.
Кроме того, необходимо учитывать, что в ряде случаев положения, которые предлагается исключить из Закона N 101-ФЗ, на практике реализовать не представляется возможным ввиду отсутствия в муниципальных образованиях материалов оценки качества земель сельскохозяйственного назначения, которые могли бы быть использованы для целей определения местоположения земельных участков, образуемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.