Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации), внесенному членами Совета Федерации В.В. Рязанским, И.Н. Чернышевым, А.А. Борисовым, В.В. Полетаевым, депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Н.И. Горовым, М.Х. Юсуповым, Р.В. Кармазиной
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 871036-6 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых.
Для реализации поставленной цели авторами законопроекта предусмотрены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части включения в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам и членам их семей. Размер расходов, понесенных на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации, предлагается ограничить суммой 50 000 рублей на человека.
Следует отметить, что действующая редакцией Налогового кодекса уже содержит нормы, позволяющие учитывать работодателям в составе расходов на оплату труда выплаты, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 Налогового кодекса), а также расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса).
Учитывая что, законопроектом предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, оплаты услуг по реализации туристского продукта не только работнику, но и достаточно широкому кругу лиц (его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, а также детям в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации), реализация законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как отмечается в финансово-экономическом обосновании, компенсация выпадающих доходов бюджета предполагается за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей за счет расширения спроса на внутренний туризм. Вместе с тем, представляется маловероятным, что указанная компенсация затронет субъекты Российской Федерации, на территории которых отсутствуют традиционные места туризма и отдыха.
В связи с изложенным предлагается рассмотреть вопрос об ограничении расходов, понесенных на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников внутри страны, принимаемых для целей налога на прибыль организаций, величиной, определяемой в процентном соотношении к расходам на оплату труда.
Кроме того, статья 2, устанавливающая порядок вступления федерального закона в силу, требует приведения в соответствие со статьей 5 Налогового кодекса.
Исходя из изложенного, на основании пункта 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет рекомендует авторам законопроекта изменить его текст с учетом отмеченных выше замечаний и предложений и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.