Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 24 декабря 2015 г. N 3.2-05/3155
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 811646-6), принятый Государственной Думой 22 декабря 2015 года (далее - Федеральный закон), и в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), которые направлены на совершенствование порядка осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, установление порядка признания безнадежными к взысканию и списанию платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, административных штрафов, уплата или взыскание которых невозможны, приведение норм Бюджетного кодекса в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Федеральным законом вносится изменение в статью 57 Бюджетного кодекса, согласно которому в неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 50 процентов будет зачисляться плата за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае, когда предоставление указанных документов осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Указанная плата будет зачисляться также в неналоговые доходы федерального бюджета по нормативу 50 процентов.
Федеральным законом вносятся изменения в статью 58 Бюджетного кодекса, которыми устанавливается, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не только в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, но и соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Федеральным законом статья 69.2 Бюджетного кодекса дополняется новым пунктом 5, которым уточняется, что должны определять порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания (далее - задание). Так, ими должны определяться, в том числе: правила и сроки формирования, изменения, утверждения задания; правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения задания, а также правила осуществления контроля за выполнением задания.
Также Федеральным законом в целях повышения качества прогнозирования доходов бюджетов и поступлений по источникам финансирования дефицитов бюджетов вносятся изменения в ряд статей Бюджетного кодекса, которыми полномочия участников бюджетного процесса дополняются положениями, предусматривающими утверждение главными администраторами доходов бюджетов методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета - методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями к таким методикам, установленными Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается целый ряд изменений, направленных на совершенствование условий осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и усиления его роли в бюджетном процессе.
Так, например, Федеральным законом вносятся изменения, позволяющие органам государственного (муниципального) финансового контроля осуществлять контроль за:
- достижением главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты, показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;
- соблюдением юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также государственных (муниципальных) контрактов;
- соблюдением юридическими лицами целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.
Стоит отметить, что Федеральным законом предусматривается проведение государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемого финансовыми органами, главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, на всех стадиях бюджетного процесса, а не только за использованием бюджетных средств.
В целях урегулирования вопросов признания неуплаченных платежей в бюджет безнадежными к взысканию, Федеральным законом предусматривается дополнение Бюджетного кодекса новой статьей 47.2, которой устанавливается перечень оснований для признания безнадежными к взысканию неуплаченных административных штрафов и иных платежей в бюджет, не являющихся налогами, сборами, таможенными платежами и страховыми взносами (например, в случае смерти физического лица, признания банкротом индивидуального предпринимателя, - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и другие).
Кроме того, указанной статьей на администраторов доходов бюджетов возлагаются полномочия по принятию решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Данные положения Федерального закона позволят в указанных случаях администраторам доходов бюджетов прекратить инициирование взыскания неуплаченных юридическими и физическими лицами в установленный срок платежей, которые должны были в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации поступить в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом вносится также ряд других изменений в Бюджетный кодекс, направленных на совершенствование бюджетного процесса и бюджетных правоотношений в Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Первый заместитель |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.