Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 884614-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О теплоснабжении" и статью 20 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части сохранения на постоянной основе открытых систем теплоснабжения для осуществления горячего водоснабжения путем отбора теплоносителя), внесенный Курской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, соисполнитель, (далее - Комитет) в рамках компетенции рассмотрел проект федерального закона N 884614-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О теплоснабжении" и статью 20 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части сохранения на постоянной основе открытых систем теплоснабжения для осуществления горячего водоснабжения путем отбора теплоносителя) (далее - законопроект), внесенный Курской областной Думой.
Законопроектом предлагается отменить запрет на использование с 1 января 2022 года централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.
Суть открытой системы теплоснабжения состоит в том, что горячая вода (одна и та же), идущая по одним и тем же трубам, используется одновременно и для отопления, и для горячего водоснабжения.
По мнению Комитета, запрет на использование открытых систем теплоснабжения законодателем был введен правильно (Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 417-ФЗ), и срок на осуществление перехода от открытых систем теплоснабжения к закрытым установлен вполне достаточный (10 лет).
На сегодняшний день вода для горячего водоснабжения должна соответствовать требованиям, предъявляемым для питьевой воды. Такое требование появилось в 2009 году в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09". В соответствии с указанным актом санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Соответственно, горячая вода, предназначенная для водоснабжения, в идеале должна идти по отдельным трубам. Для теплоносителя (пара), при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) - той же горячей воды, предназначенного для теплоснабжения, предъявлять такие же строгие требования, как к питьевой воде представляется нецелесообразным.
Сейчас же получается, что формально вся горячая вода, находящаяся в открытой системе, должна соответствовать требованиям СанПиН, что влечет дополнительные издержки и массовое невыполнение этих требований.
Другой целью установления запрета на использование открытых систем теплоснабжения является повышение энегоэффективности и качества отопления, снижение издержек и повышенного расхода топлива. Фактически ликвидация открытых систем теплоснабжения - это одно из основных направлений государственной политики в сфере теплоснабжения. Без решения указанной проблемы не могут быть решены задачи по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, поставленные Президентом Российской Федерации (перечень поручений Пр-1479 от 06.07.2013).
Поэтому необходимо отметить, что требование о разделении систем к 2022 году обоснованно. При этом обязательно необходимо предусмотреть законодательные механизмы реализации этой нормы.
В соответствии с частью 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.
Часть 8 статьи 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" устанавливает, что в случае, если горячее водоснабжение осуществляется с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), программы финансирования мероприятий по их развитию (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения) включаются в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, при использовании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей которых осуществляется горячее водоснабжение. Затраты на финансирование данных программ учитываются в составе тарифов в сфере теплоснабжения.
Таким образом, законодательство абсолютно четко вменяет обязательства по закрытию систем горячего водоснабжения теплоснабжающим организациям.
Схемы теплоснабжения городов с открытыми системами теплоснабжения должны включать мероприятия по закрытию таких систем. Кроме того, нельзя исключать того, что ряд муниципалитетов уже приступили к закрытию открытых систем теплоснабжения и уже понесли определенные затраты. В связи с этим отказ от закрытия открытых систем теплоснабжения приведет к постановке вопроса об обоснованности указанных затрат и целевого расходования бюджетных средств и инвестиционных средств регулируемых организаций.
До окончания срока применения открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) остается более 6 лет. Отсутствует обоснование невозможности осуществления перевода открытых систем в закрытые за указанный период.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 884614-6 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О теплоснабжении" и статью 20 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Председатель Комитета | Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.