Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 895409-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
(о предоставлении права субъектам Российской Федерации распределять недоиспользованные денежные средства, выделенные на предоставление жилищных субсидий в соответствии с установленной очередностью)",
внесенный членами Совета Федерации О.А. Казаковцевым, В.С. Тимченко, А.И. Широковым и депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, Н.А. Шайденко, Н.В. Герасимовой, О.Г. Борзовой, П.И. Пимашковым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 9 ноября 2015 года (протокол 264, пункт 102) Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 895409-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить статью 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" нормой, устанавливающей, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации после удовлетворения права на получение жилищной субсидии гражданами, отнесенными к первой очереди и изъявившими желание получить жилищную субсидию в текущем году, вправе увеличить объем финансирования, направляемый в соответствии с настоящей частью на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, на сумму неиспользованных бюджетных средств, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлена очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Кроме того, частью 6 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета.
Таким образом, предлагаемый законопроектом порядок распределения средств федерального бюджета, между установленными данным законом очередями, не соотносится с уже установленным частью 6 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" порядком распределения указанных средств.
Как следует из пояснительной записки, представленной к законопроекту, при полном исчерпании тридцатипроцентной квоты и отсутствии заявителей первой очереди все неиспользованные средства федерального бюджета, выделенные субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий, субъекты Российской Федерации обязаны возвращать в федеральный бюджет.
Предлагаемая редакция соответствующей нормы закона предоставит субъектам Российской Федерации право после удовлетворения потребностей граждан первой очереди распределять недоиспользованные денежные средства, выделенные целевым образом на предоставление жилищных субсидий, между второй-четвертой очередью нуждающихся граждан. Таким образом, граждане, отнесенные к третьей-четвертой очереди, получат реальную возможность реализовать предоставленное им государством право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии).
Вместе с тем, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не может согласиться с изложенной в законопроекте концепцией, поскольку, предусмотренная Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" очередность предоставления субсидий, установлена не с учетом численности той или иной категории граждан, а исходя из нуждаемости граждан в первостепенной социальной защите.
Предлагаемые законопроектом изменения противоречат концепции всего Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которая предусматривает, что каждая следующая очередь получает установленную компенсацию только после полного удовлетворения предыдущей очереди.
Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий), внесенный Правительством Российской Федерации, предлагающий наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению распределения жилищных субсидий между субъектами Российской Федерации.
Данный законопроект позволит оперативно перераспределить средства федерального бюджета на жилищные субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе оставшиеся у субъекта Российской Федерации средства, недостаточные для предоставления жилищной субсидии гражданину, состоящему первым на учете.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует авторам законопроекта совместно с Правительством Российской Федерации подготовить изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие правоотношения в части распределения средств федерального бюджета, выделенных субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий, между гражданами, отнесенными к первой - четвертой очереди.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.