Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 9 февраля 2016 г. N 3.1-05/393
по проекту федерального закона N 892355-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов" (далее - Федеральный закон).
Проект данного Федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации под наименованием "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)" (далее - законопроект N 892355-6).
Федеральный закон направлен на установление порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в судах общей юрисдикции и в Суде по интеллектуальным правам.
С этой целью Федеральный закон дополняет Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Дополнения в АПК РФ относят к подведомственности Суда по интеллектуальным правам дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Дополнения в КАС РФ относят к подведомственности судов общей юрисдикции дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Федеральный закон также устанавливает порядок подачи заявлений об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, определяет круг лиц, имеющих право подавать указанные заявления, требования к действиям суда при рассмотрении дел данной категории и выносимым им решениям. Кроме того, закрепляется порядок опубликования решений Суда по интеллектуальным правам.
После принятия законопроекта N 892355-6 в первом чтении Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству были направлены поправки, и некоторые учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. В частности, уточнёны положения пункта 3 проектируемой статьи 217.1 КАС РФ, согласно первоначальной редакции которого на орган, организацию или должностное лицо, принявшее оспариваемый акт, возлагалась обязанность доказывания того, обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределённого круга лиц.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правоных актов и проектов нормативных правоных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Вместе с тем Комитет полагает необходимым проведение мониторинга правоприменительной практики Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
С учётом изложенного Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.