Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект вводит новые нормы в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на реализацию подпункта "г" пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8410 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г." и подпункта 1 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N Пр-2508 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. в целях стимулирования инвестиций физических лиц в обращающиеся облигации российских организаций.
Законопроектом предусматривается установить новый порядок определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов (купонного дохода), получаемых налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, предусматривающий налогообложение таких доходов только в случае превышения суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов. При этом сумма налога будет исчисляться и удерживаться организацией - налоговым агентом.
Законопроектом также предусматривается освобождение от налогообложения доходов физических лиц в виде дисконта, получаемых при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. включительно.
Предлагаемые меры позволят обеспечить выравнивание условий налогообложения процентных доходов физических лиц от инвестиций во вклады в банках и в обращающиеся облигации российских организаций. При этом следует учитывать, что в Российской Федерации действует система страхования вкладов физических лиц, предусмотренная Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". С учетом существующего уровня финансовой грамотности населения при выравнивании условий налогообложения процентных доходов физических лиц от инвестиций во вклады в банках и в обращающиеся облигации российских организаций высока вероятность того, что физическим лицам в целях инвестирования будут предлагаться облигации с повышенным кредитным риском, которые при сопоставимой доходности не готовы принимать на себя квалифицированные инвесторы. В указанном случае риск потери сбережений граждан существенно повышается.
Однако, предлагаемые изменения значительно повысят инвестиционную привлекательность обращающихся облигаций российских организаций и будут способствовать притоку частных инвестиций в экономику Российской Федерации, не приводя к существенному увеличению налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.