Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 47591-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Статья 14 проекта федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" наряду с дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственностью предусматривает уголовную ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение законодательства о безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. В настоящее время ответственность за такие деяния может наступать на основаниях, предусмотренных статьями 272 - 274 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая необходимость повышенной уголовно-правовой защиты безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации целесообразно выделение составов посягательств на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации в отдельную статью. В связи с изложенным предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 274.1 "Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации", которая предусматривает ответственность за:
создание и (или) распространение компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации;
неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации;
нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Учитывая высокую общественную опасность деяний, причиняющих вред безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации или создающих угрозу его причинения, санкции за эти деяния предусматривают наказание в виде штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок (по части первой статьи 274.1), штрафа в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового (по части второй статьи 274.1), принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (по части третьей статьи 274.1). Квалифицирующими признаками являются: совершение деяний, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 274.1, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой лиц или лицом с использованием своего служебного положения (наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового), а также совершение деяний, предусмотренных частями 1, 2, 3 или 4 статьи 274.1, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления (наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового).
Внесение изменения в пункт 2 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволит отнести составы преступлений, предусмотренных статьей 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, к прямой подследственности органов федеральной службы безопасности. Внесение изменения в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволит отнести составы преступлений, предусмотренных статьей 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к подследственности правоохранительных органов, выявивших эти преступления.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.