Письмо Верховного Суда РФ от 15 мая 2014 г. N 3-ВС-2996/15
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 47591-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 2 законопроекта).
В связи с введением законодательного регулирования, направленного на обеспечение безопасности объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, представленным законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьёй 274.1, предусмотрев в ней ответственность за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, выразившееся: в создании, распространении компьютерных программ либо иной компьютерной информации; в неправомерном доступе к компьютерной информации; в нарушении правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и их оконечного оборудования либо правил доступа к ним.
С учётом содержащихся в пояснительной записке к законопроекту доводов о необходимости установления повышенной уголовно-правовой защиты безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации предложение о выделении посягательств на указанный объект в специальные составы преступлений возражений не вызывает.
Вместе с тем по тексту законопроекта имеются некоторые замечания.
В части 5 проектной статьи 274.1 УК РФ предлагается установить ответственность за деяния, предусмотренные частями 2, 3 или 4 данной статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления. То есть данной нормой не будут охватываться повлёкшие тяжкие последствия или создавшие угрозу их наступления деяния, предусмотренные частью 1 статьи 274.1 УК РФ. Полагаем, что такое законодательное решение не согласуется с концепцией законопроекта. Кроме того, в настоящее время за создание, распространение компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру, повлёкшие указанные последствия, предусмотрена повышенная ответственность - эти деяния подлежат квалификации по части 3 статьи 273 УК РФ, санкция которой предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет. Ввиду изложенного в части 5 статьи 274.1 УК РФ представляется целесообразным указать деяния, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Вызывает некоторые опасения то, что в диспозиции проектной статьи для определения последствий общественно-опасных деяний используются признаки только субъективно-оценочного характера, и что это может стать причиной трудностей у правоприменителя при установлении причинённого вреда.
Кроме того, проектная статья 274.1 УК РФ нуждается в уточнении, поскольку в ней используются разные формулировки, описывающие причинение вреда: "причинение вреда критической информационной инфраструктуры" (часть 2 статьи); "причинение вреда безопасности критической информационной инфраструктуры" (часть 3 статьи).
С.В. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 15 мая 2014 г. N 3-ВС-2996/15 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 47591-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был