Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 43590-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В условиях экономического и финансового кризиса наблюдается тенденция снижения доходов бюджетов регионального и местного уровней и увеличения их расходов на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Безусловное исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований усложняется тем, что их минимальное финансовое обеспечение значительно превышает собственные доходы региональных и местных бюджетов.
Вместе с тем, положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований за неисполнение ими своих полномочий не учитывают различия бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, по результатам распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2016 году уровень бюджетной обеспеченности города Москвы составил 2,772, а уровень бюджетной обеспеченности республики Тыва 0,637.
Данный правовой пробел приводит к тому, что органами государственного контроля (надзора) и судебными органами принимаются решения о признании незаконными бездействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и возложении на них обязанности по финансовому обеспечению определенных расходных обязательств, несмотря на недостаточность собственных доходов региональных и местных бюджетов для полного исполнения всех полномочий, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 29.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", установив, что должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых объем собственных доходов ниже минимального нормативного объема расходов субъекта Российской Федерации, необходимого для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, а также полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, освобождаются от ответственности, устанавливаемой федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации за полное или частичное неисполнение указанных полномочий.
Аналогичные изменения законопроектом предлагается внести в статью 70 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив условия и основания освобождения от ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований.
При этом законопроектом предусматривается, что минимальный нормативный объем расходов субъекта Российской Федерации, необходимый для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, а также полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, и минимальный нормативный объем расходов местного бюджета, необходимый для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, будет определяться в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Статьей 3 законопроекта предусматривается, что рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или отмене в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" потребуется принятие Министерством финансов Российской Федерации нормативного правового акта, утверждающего порядок определения минимального нормативного объема расходов субъекта Российской Федерации, необходимого для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, а также полномочии по предметам ведения субъектов Российской Федерации, и минимального нормативного объема расходов местного бюджета, необходимого для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, применяемых для установления обстоятельств освобождения должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления от ответственности, устанавливаемой федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации за полное или частичное неисполнение указанных полномочий и не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.