Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 47953-7 "О внесении изменений в статьи 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящим законопроектом предлагаются следующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации.
1. Предлагается не учитывать взносы на капитальный ремонт в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме.
В настоящее время получает распространение практика, когда жильцы многоквартирных домов, имеющие задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт, лишаются льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (это относится к ветеранам, инвалидам и другим льготным категориям граждан).
Проблема заключается в том, что механизм работы фонда капитального ремонта до сих пор остается непонятен для многих граждан, тем более что в большинстве домов проводить капитальный ремонт планируется не ранее 2040-х годов. В отсутствие достаточной информации, объясняющей важность системы капремонта, многие жильцы отказываются оплачивать взносы на капитальный ремонт.
Вместе с тем отказ в предоставлении льгот (субсидий) лицам, имеющим задолженность по уплате взносов на капремонт, может рассматриваться как ущемление прав жильцов. Кроме того, данное обстоятельство влечет к существенной нагрузке на семейные бюджеты льготных категорий жильцов.
В то же время предлагаемое законопроектом исключение взносов на капитальный ремонт из состава платы за жилое помещение и коммунальные услуги не отменяет обязанность по уплате этих взносов.
2. С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым на основании закона субъекта Российской Федерации может устанавливаться право субъектов Российской Федерации предоставлять компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах гражданам, достигшим 70 - 80-летнего возраста. При этом размер компенсации расходов дифференцируется в зависимости от достигнутого возраста:
- гражданам в возрасте 70-ти лет компенсируется 50% расходов;
- восьмидесятилетним гражданам компенсируется 100% расходов.
Наряду с условием о достижении определенного возраста гражданином, претендующим на компенсацию расходов, устанавливаются дополнительные условия, выполнение одного из которых будет являться основанием для применения данной меры социальной защиты:
- гражданин должен являться неработающим одиноко проживающим собственником жилого помещения;
- гражданин, являющийся собственником жилого помещения, проживает совместно в составе семьи, состоящей из неработающих граждан пенсионного возраста.
Таким образом, в случае когда, например, за указанной льготой обращается одиноко проживающая женщина 75 лет, являющаяся единственной собственницей квартиры, в которой при этом зарегистрирована ее внучка, такая льгота предоставлена не будет. Существует большое количество подобных примеров. При этом нередко остальные зарегистрированные в квартире лица могут фактически проживать в других местах и не оказывать никакой помощи престарелым собственникам такой квартиры, которые будут вынуждены в полном размере выплачивать сумму взносов за капитальный ремонт. Были также зафиксированы случаи, когда пожилые лица - собственники квартир снимали с регистрации других лиц, совместно проживающих с ними, чтобы получить право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
Вместе с тем дополнительные жилищные расходы для отдельных категорий граждан (неработающих пожилых лиц, не получающих помощи от близких и родственников) стали существенными, а в некоторых случаях - непосильными. В этой связи предлагаемым законопроектом предлагается скорректировать норму части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, указав, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, может предоставляться на основе законов субъектов Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся собственниками жилых помещений и достигшим 70 - 80-летнего возраста, независимо от наличия в квартире иных зарегистрированных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 154 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.