Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на уточнение условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в части установления предельного размера их премий и иных поощрительных выплат на уровне не более трехкратного размера среднего месячного заработка этих работников.
С 1 января 2017 года начинают применяться предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы, установленные в соответствии с частью второй статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, заработная плата руководителей вышеуказанных учреждений и предприятий даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении предельного соотношения.
Однако, во-первых, на сегодняшний день не в полной мере доработаны нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части установления прямой зависимости наличия, размера и периодичности выплат стимулирующего характера от достижения предприятием показателей экономической эффективности его деятельности.
Во-вторых, на сегодняшний день законом Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать перечни государственных учреждений и предприятий, в который предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) может быть увеличен по решению федерального органа исполнительной власти либо организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя по заключению, изменению и прекращению в установленном порядке трудового договора с руководителем предприятия.
Такие перечни утверждены Распоряжением Приятельства РФ от 30.12.2012 N 2627-р и Распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 N 2555-р и включают достаточно большое число федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в которых в связи с увеличением кратности соотношения предельного уровня, оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров фактически ничем не ограничена.
В третьих, предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработной платы работников списочного состава не установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
В указанных компаниях и хозяйственных обществах руководители имеют возможность устанавливать себе и своим заместителям неограниченный размер оплаты труда, в том числе, - премий и иных поощрительных выплат, независимо от результатов деятельности компании.
В тоже время, претензии и вопросы по размеру заработной платы и премий к руководителям бюджетных учреждений, предприятий и корпораций возникают с регулярной периодичностью. Предметом проверки по данному вопросу в разные периоды времени были ФГУП "Ростехинвентаризация", ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Почта России". Возникают вопросы и по премированию руководителей государственных корпораций на фоне убыточных показателей. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года прибыль Газпрома упала в 2,5 раз, а выплаты членам правления выросли до 2 млрд. рублей, что выше по сравнению с прошлым годом на 22,3%.
Жесткий контроль заработной платы, включая выплаты премий и иных поощрительных выплат, руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, на фоне падения реальных доходов населения и продолжающихся кризисных явлений в экономике является своевременной и необходимой мерой.
Авторы законопроекта считают, что законодательное закрепление максимального размера премий и иных поощрительных выплат руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам и заключающим трудовой договор членам коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, позволит обеспечить реальное, а не декларативное применение предельного уровня соотношений средней заработной платы указанных руководителей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.