Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 51808-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на изменение действующей ситуации на рынке кредитования в нашей стране, при котором в условиях высокой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации экономика оказалась фактически обескровлена: сжатие денежной массы за счет недоступности кредитных средств ввиду их стоимости на фоне длительного снижающегося спроса потребления среди населения обрекли на грань выживания хозяйствующие субъекты. Особенно остро пострадали организации, осуществляющие свою деятельность в реальном секторе экономики, где, в отличие от финансового-кредитного и биржевого сектора, окупаемость инвестиций менее маржинальна и отсутствует возможность получения спекулятивных прибылей.
Таким образом, хозяйствующие субъекты реального сектора экономики оказались в критическом положении, выходом из которого может быть лишь доступ на рынок кредитования для получения длинных и дешевых займов. Более того, как было отмечено в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2016 году, выделенные банковской сфере средства (более 842 миллиардов рублей) не были возвращены в экономику в виде кредитов для реального сектора экономики. Вполне возможно, данные средства расходовались на валютные спекуляции в условиях высочайшей волатильности рубля в отдельные периоды времени.
Таким образом, кредитно-банковский сектор в условиях полной свободы и сверхвысокой поддержки со стороны государства не показал результатов оказанного доверия. Более того, многие кредитные организации открыто говорят о росте чистой прибыли при отсутствии объективных к тому предпосылок, что наводит на мысль о том, что источником таких прибылей оказались валютные спекуляции или даже покупка иностранных валют, усиливающих свои позиции в отношении рубля.
В связи с вышеизложенным, представляется недопустимым оставлять текущее положение вещей в сфере кредитования без изменений. В целях расширения доступа организаций и граждан к кредитным средствам, а также увеличения объема кредитных портфелей кредитных организаций, которые будут по-настоящему работать на увеличение экономической активности населения в частности и валового внутреннего продукта в целом, проектируемыми положениями вводятся нормы, определяющие предельный размер прибыли кредитной организации в 1.5 процента в случае заключения ей кредитного договора с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в реальном секторе экономики на соответствующие виду их экономической деятельности цели, а также с физическими лицами по кредитным договорам, срок которых не превышает 5 лет ввиду сложности более длительного прогнозирование потенциальных расходов для кредитных организаций.
Таким образом, при принятии проектируемых норм, кредитные организации будут иметь возможность выдавать в разы большее число кредитов и за счет увеличившегося оборота покрывать потенциальные убытки от потери сверхприбыли. В свою очередь Центральный Банк Российской Федерации сможет продолжать политику таргетирования инфляции, не опасаясь её кратного увеличения, а население и реальный сектор экономики получат денежные средства для увеличения потребительской активности и объемов инвестиций в деятельность организаций, что, в конечном счете, безусловно, приведет к стимулированию экономики в целом и её росту.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утративших силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего перечень отраслей экономики и видов экономической деятельности, относящихся к реальному сектору экономики в целях применения проектируемых положений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.