Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 24 декабря 2015 г. N 3.8-04/2888
по проекту федерального закона N 866379-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 декабря 2015 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 20 августа 2015 года Правительством Российской Федерации с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации" и принят 23 октября 2015 года в первом чтении, 18 декабря 2015 года во втором и третьем чтениях.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Комитета Совета Федерации по социальной политике поправки в Государственную Думу не направлялись.
Федеральный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 4-П и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)", направленных на уточнение оснований и процедуры принятия решений, касающихся права иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, на въезд в Российскую Федерацию, пребывание и проживание в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина, члены семьи которого постоянно проживают на территории Российской Федерации, решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о депортации, об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию, в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии с его стороны нарушений законодательства в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений.
Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральным законом устанавливается, что вышеупомянутые положения федеральных законов не применяются в отношении иностранных граждан, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), не имеющих нарушений законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции и имеющих члена семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных)) - гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. При этом решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не будет выноситься в отношении указанных иностранных граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией, при отсутствии иных оснований для принятия таких решений.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.