Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2015 г. N 5.1-3365
по проекту федерального закона N 866379-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 18 декабря 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 4-П и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 августа 2015 года (N 866379-6).
Федеральным законом в федеральные законы "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (статья 1), "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (статья 2), "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (статья 3) вносятся изменения, направленные на: определение круга иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на которых не распространяются положения законодательства Российской Федерации о депортации из Российской Федерации; определение условий для непринятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения; определение случаев, при которых не представляется сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также при которых исключается обязанность иметь в наличии сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Федеральным законом, в частности, внесены изменения в статью 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", устанавливающие, что иностранные граждане и лица без гражданства, страдающие заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции, не представляют сертификаты об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией).
Федеральный закон содержит недостатки юридико-технического характера, связанные с регулированием отношений путем сложно сформулированных законодательных ссылок. Так, согласно новому абзацу третьему пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)" на указанный в нем круг лиц, в частности, "не распространяются положения подпункта 1 пункта 5 статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"...", который, в свою очередь, также содержит указание на исключение случаев, предусмотренных ранее упомянутым абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Таким образом, предлагаемые Федеральным законом положения содержат взаимные (перекрестные) ссылки.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, определенные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 2 января 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.