Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12 ноября 2015 года (протокол 265, пункт 44) Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения, уточняющие правила установления очередности получения жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, определения размера жилищных субсидий, а также распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлена очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную этой статьей категорию граждан).
Согласно пункту 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Таким образом, согласно действующей редакции Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае повторного возникновения права гражданина на переход из одной категории очередности в другую категорию очередности (например, в связи с изменением группы инвалидности), в которой он уже состоял ранее, то его повторная поставка на учет в данную категорию будет осуществляться по дате последнего заключения медико-социальной экспертизы.
Законопроектом предлагается установить, что при повторном возникновении права гражданина на переход в другую категорию очередности, в которой он уже состоял ранее, постановка на учет будет осуществляться исходя из первоначальной очередности в данной категории.
Частью четвертой статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не установлен срок, в течение которого гражданином и (или) членами семьи было произведено отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, учитываемое при расчете размера жилищной субсидии, что порождает неоднозначное толкование в правоприменительной практике положений указанной статьи, в том числе и при рассмотрении указанного вопроса в судебных инстанциях.
В целях установления единой правоприменительной практики законопроектом предлагается установить, что соответствующее уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии осуществляется, в случае если после постановки гражданина на учет этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение жилых помещений или перевод жилого помещения, пригодного для проживания, в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" все неиспользованные средства федерального бюджета, выделенные субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий, субъекты Российской Федерации обязаны возвращать в федеральный бюджет.
Согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Как следует из пояснительной записки, представленной к данному законопроекту, указанная норма не позволяет при необходимости оперативно перераспределить средства федерального бюджета на жилищные субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе оставшиеся у субъекта Российской Федерации средства, не достаточные для предоставления жилищной субсидии гражданину, состоящему первым на учете.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению распределения жилищных субсидий между субъектами Российской Федерации.
По мнению Комитета, данный законопроект направлен на повышение социальной защищенности граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также будет способствовать повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает принятие Государственной Думой проекта федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесенного Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.